является то, что если ребенка с младенчества жестко переучивать с левой руки на правую, то возникает
значительная задержка развития вторичных (речевых) зон в субдоминантном для левши полушарии,
поскольку в нем отсутствует «аппарат» первичной соматотопической проекции первичных
кинестетических зон, над которыми могли бы надстроиться вторичные зоны. Задержка формирования
вторичных зон второго функционального блока и приводит к задержке речевого развития ребенка-
левши.
Нейропсихологические синдромы полимодального генеза
Рассматриваемые ниже варианты психической патологии, вызываемые локальными
поражениями мозга, из-за сложности этиологии, могут анализироваться под двумя углами зрения и
как производные речевых расстройств, и как результат дефектов со стороны гностических мозговых
аппаратов.
Алексия (дислексия) (R48.0) расстройство чтения; у детей стойкая избирательная
неспособность овладеть навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого
развития в оптимальных условиях обучения и при отсутствии нарушений слухового и зрительного
анализаторов. Основным нарушением является неспособность овладеть слогослиянием и
автоматизированным чтением целых слов, что может сопровождаться недостаточным пониманием
прочитанного. Среди ведущих причин дефектов письма и чтения фигурируют левшество или
амбидекстрия («равнорукость»), приводящие не только к изменениям ориентировки в сторонах тела, но
и во внешнем пространстве; нарушения запоминания и воспроизведения временной последовательности
событий; нарушения сканирующих движений глаз; аномально медленное функционирование некоторых
клеточных систем (из-за малых размеров соответствующих нейронов), отвечающих за формирование
быстродвигающихся низкоконтрастных образов, что может иметь отношение не только к зрительной,
но и слуховой системе. Таким образом, дислексии могут быть обусловлены дефектами
«фонематического», оптического и оптико-гностического, пространственно-апрактического, моторного,
мнестического и семантического факторов. Выделяют две основные формы первичной алексии,
связанные с локальными поражениями определенных участков мозга агностическую (литеральную)
и вербальную. Вторичные алексии достаточно часто развиваются при различных вариантах афазий и
зависят от их формы.
Агностическая алексия возникает при очагах в основании левой затылочной доли, часто с
захватом прилежащих отделов височных и теменных областей и сопровождается нарушением
узнавания отдельных букв. Больные путают буквы, сходные по начертанию, затрудняются в подборе
одинаковых букв разных шрифтов (печатных, прописных, стилизованных, заглавных), то есть
утрачивают способность к обобщенному восприятию буквы. Нередко нарушается чтение
арифметических знаков. Иногда больные с задержками и паузами могут прочесть слова, написанные
крупными печатными буквами, узнавая их по рисунку, но при этом стиль чтения остается
«малограмотным». Письмо у больных с агностической алексией, как правило, сохранено, но прочесть
то, что они сами написали, не могут. Перестав быть значимой графемой, буква превращается в
«иероглиф», который при списывании срисовывается или копируется.
Вербальная (аграфическая) алексия возникает при поражении теменной доли (угловой
извилины) левого полушария, но очаг может смещаться и в сторону затылочной доли. Узнавание
отдельных букв сохранено или нарушено мало, но утрачено чтение слогов, целых слов и фраз (дефект
симультанности). К этой симптоматике присоединяются расстройства письма. Больные пытаются
компенсировать дефект узнавания домысливанием непрочитанных частей, поэтому иногда смысл фраз
понимается верно, хотя само чтение сопровождается ошибками. При попытке написать заданную букву
чертят прямые или кривые линии, штрихи или удачно воспроизводят только какой-то ее элемент.
Аграфия (дисграфия) (R48.8) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
Встречается как составная часть амнестических и апраксических расстройств (R48.2), а также при
различных вариантах афазий (R47.0). Нейропсихологический анализ письма, проведенный как Лурия,
так и современными зарубежными исследователями, показывает, что в функциональную систему
письма входят следующие компоненты: 1) процессы переработки слухоречевой информации (звуковой
анализ услышанного, слухоречевая память); 2) дифференциация звуков на основе кинестетической
информации; 3) актуализация зрительных образов букв; 4) ориентация
элементов буквы, строки в
пространстве; 5) кинетическое программирование графических движений; 6) планирование, реализация
и контроль акта письма; 7) поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.
|