выявить в любой сфере деятельности больного, они одинаково проявляются как в элементарном
непреднамеренном запечатлении следов, так и в специальной мнестической деятельности. Кроме того,
указанные дефекты могут сопровождаться нарушениями сознания. При патологии на уровне
продолговатого мозга нарушения памяти обычно носят «биологизированный» характер, связанный с
забыванием мозгом структуры ритмики активности, что приводит, в частности, к изменению цикла
«сон-бодрствование». Диэнцефальный уровень
страдает преимущественно кратковременная память
или память на текущие события. Однако даже при массивных поражениях
дефект связан не столько с
самим процессом запечатления, сколько с усиленным интерферирующим действием побочных
раздражителей в отношении ранее существовавших следов. Посторонняя деятельность (и гомогенная, и
гетерогенная) как бы стирает предшествующую информацию. Другая особенность изменений памяти на
этом уровне повышенная реминисценция.
При большом интересе и мотивации диэнцефальные
больные обнаруживают резерв запоминания. Лимбическая система
ее поражения приводят к
патологии, обозначаемой в литературе как корсаковский синдром (F04) (впервые выделен
отечественным психиатром Корсаковым в 1887 г. в контексте описания хронического алкоголизма):
даже при односторонних поражениях на фоне повышенной утомляемости и раздражительной слабости
теряется память на текущие события при сравнительно хорошо сохранных следах долговременной
памяти на далекое прошлое, в том числе касающихся профессиональных знаний. Логика нарушений
памяти у этих больных сходна с диэнцефальными (интерференция и помехи выступают в качестве
ведущих факторов), с той разницей, что резерва памяти при лимбических поражениях уже нет, а ее
пробелы заполняются конфабуляциями. Расстройства кратковременной памяти на этом уровне в
клинике часто связывают с двухсторонними очагами деструкции в гиппокампе и в миндалине.
Медиальные и базальные отделы лобных и височных долей поражения этой области приводят
к тому, что к потерям кратковременной памяти присоединяются расстройства семантической памяти
или памяти на понятия больной не может повторить только что прочитанный рассказ, привносит в
запоминаемые списки слова, которых не было, но ассоциирующиеся с предложенными. Кроме того, при
поражениях этого уровня нарушается установка на запоминание и страдает избирательность
воспроизведения.
Модально-специфические нарушения памяти распространяются только на раздражители,
адресуемые какому-то конкретному анализатору или связанные с узко специализированным способом
обработки информации. Обычно говорят о зрительной, слухоречевой, тактильной, двигательной,
музыкальной памяти. Подобные нарушения возникают при поражении второго и третьего
функциональных блоков, причем, как правило, параллельно с изменением соответствующих
гностических функций, хотя возможны и без них.
С точки зрения межполушарной асимметрии были обнаружены следующие феномены памяти:
1) при непосредственном запоминании и воспроизведении в мнестическую деятельность прежде всего
включается правое полушарие, а при отсроченном воспроизведении левое; 2) при левосторонних
поражениях непосредственное воспроизведение материала более сохранно, чем при правосторонних.
Внимание, его неспецифические и специфические расстройства
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный,
направленный характер. В отличие от аффективно-волевых и познавательных процессов (восприятия,
памяти и мышления), внимание проявляется внутри них, а своего содержания не имеет, и, будучи
неотделимым, характеризует динамику их протекания.
Его результатом является улучшение любого
психического действия, на котором оно сосредотачивается. В настоящее время принято отождествлять
внимание с «уровнем бодрствования» или «уровнем активации». Эти категории (особенно первая) в
основном соответствуют базовой характеристике сознания и различным степеням его ясности. Вместе с
тем, внимание к сознанию не сводимо, а лишь составляет определенный компонент внешнего с ним
сходства. Внимание
это психический процесс селекции и избирательности любой психической
деятельности, направленный на улучшение контроля за деятельностью, связанной с ситуативно или
устойчиво значимым объектом. Одним из приспособительных психофизиологических механизмов,
объясняющих эволюционный генез внимания как особой психической реальности, является
несоответствие между широчайшим по спектру и объему сенсорным входом информации и
ограниченным по возможностям одномоментной обработки потенциалом мозговых центральных
структур. Как вытекает из определения, может существовать несколько форм внимания,
соответствующих тем процессам, которые реализуются в данной деятельности: а) сенсорное; б)
|