Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 541 
Next page End  

2) значительная выраженность симптоматики;
3) длительный период обратного развития симптомов;
4) высокая зависимость от латерализации очага поражения.
Глава 13. Патопсихология
Патопсихология (от греч. pathos — страдание, болезнь) — ветвь клинической психологии,
изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с
закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.
Патопсихология относится к числу интенсивно и плодотворно развивающихся областей
психологии. Основатель отечественной патопсихологии — Зейгарник — ученица Левина, всемирно
известного немецкого психолога. Ею были разработаны теоретические основы патопсихологии,
описаны расстройства психических процессов, сформулированы принципы работы патопсихолога.
Научная и практическая деятельность продолжена учениками и последователями: Поляковым, С. Я.
Рубинштейн, Соколовой, Спиваковской, Николаевой, Тхостовым, Братусь и др.
Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления
нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами
характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в
клинике расстройствам. Хотя патопсихология получила большее применение в психиатрической
клинике, в настоящее время ее методические приемы используются не только в психиатрии. Учет
сдвигов в
психическом состоянии больного, изменения его работоспособности, его личностных
особенностей становятся необходимыми в терапевтических, хирургических клиниках и других областях
медицины.
Знания по патопсихологии являются важными для психологов любых специальностей и
специализаций, так как профессиональное общение психолога с людьми не исключает встречи с
психически больным человеком.
В этом плане следует подчеркнуть, что на границе между психологией и патопсихологией лежит
такая актуальная для социальной практики и в особенности ряда ее областей проблема, как вопрос о
норме, то есть нормальном психическом развитии. В патопсихологии в определении нормы и
психического здоровья обычно придерживаются положения Всемирной организации здравоохранения,
под нормой понимают «... не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и
психического благополучия».
В патопсихологии получили развитие представления о патопсихологических синдромах
нарушений познавательной, мотивационно-волевой и личностной сферы при психических заболеваниях
(Поляков, Кудрявцев, Блейхер и др.).
По Корсаковой, «клинико-психологический синдром» — это закономерно возникающее
сочетание симптомов нарушения познавательных процессов или личности, в основе которого лежит
вызванная болезненным процессом недостаточность объединяющего их звена в системно-структурном
строении психики. Клинико-психологический синдром автор рассматривает в рамках двух подходов —
патопсихологического и нейропсихологического. В патопсихологии центральное место занимает поиск
общего звена нарушения высших психических функций, лежащего в основе развития отдельных
симптомов при реализации таких функций. Например, синдромообразующим радикалом при
шизофрении может быть нарушение мотивации, следствием которого являются характерные для этого
заболевания изменения (или особенности) мышления, восприятия, памяти и др. Как пишет Поляков,
клинико-психологический синдром не отличается от клинико-психопатологического, но имеет иное
содержание. «Если клинические (психопатологические) исследования выявляют закономерности
проявлений нарушенных психических процессов, то экспериментально-психологические исследования
должны ответить на вопрос: как нарушено течение (то есть структура) самих психических процессов».
Из ряда психопатологических синдромов наибольшее значение в клинике (Блейхер, Крук) имеют
следующие:
— шизофренический, или диссоциативный симптомокомплекс (F20-F29) — складывается из
таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии мотивов, нарушение
целенаправленности мышления (резонерство, разноплановость и др.); эмоционально-волевых
расстройств
(уплощение и диссоциация эмоций, парабулии и др.), изменения самооценки и
самосознания (аутизм, отчужденность и др.);
Hosted by uCoz