Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 541 
Next page End  

сопоставлять с ними получаемые при работе результаты. В зависимости от цели исследования, мотивы,
которыми руководствуются психолог и пациент, далеко не всегда совпадают, особенно при
психологической экспертизе.
Основные разделы работы патопсихолога определяются его участием в:
решении задач дифференциальной диагностики;
оценке структуры и степени нервно-психических расстройств;
диагностике психического развития и выборе путей общеобразовательного и трудового
обучения и переобучения;
исследовании личности, социальной среды и социальных позиций больного в целях
получения данных для функционального диагноза;
оценке динамики нервно-психических нарушений и учете эффективности терапии;
экспертной работе;
психокоррекционной работе.
Участие патопсихолога в решении задач дифференциальной диагностики. Патопсихологическое
исследование в качестве источника дополнительных данных для уточнения нозологического диагноза
может оказаться необходимым в диагностически сложных случаях, особенно при атипичных и бедных
клиническими проявлениями вариантах заболеваний, на начальных стадиях и в периоде ремиссии. В
связи с развитием экстрамуральной психиатрии и заметным патоморфозом психических заболеваний
частота стертых, малосимптомных форм значительно возросла, и квалификационное суждение
психолога, основанное на анализе данных патопсихологического исследования, приобретает все
большее значение в качестве источника дополнительной информации о наличии или отсутствии тех или
иных характерных нарушений психических процессов и изменений свойств личности. Чаще всего
диагностические задачи такого рода возникают при необходимости отграничения начальных
проявлений и вялотекущих форм шизофрении (F21) от неврозов (F40-F48), психопатии (F60-F69) и
органических заболеваний головного мозга (F00-F09), при распознавании стертых или
«маскированных» депрессий (F38), диссимулируемых бредовых переживаний, некоторых форм
патологии позднего возраста.
Оценка структуры и степени нервно-психических расстройств. Оценка структуры и степени
нервно-психических расстройств имеет значение не только для целей дифференциальной диагностики.
Она играет самостоятельную роль квалификации состояния больного (при различных видах экспертизы
и особенно при определении степени трудоспособности), при установлении функционального диагноза,
при определении путей трудового приспособления и социального восстановления больного,
профориентации и проведении психокоррекционных и лечебно-восстановительных мероприятий. Учет
структуры и степени нервно-психических расстройств может также помочь врачу в оценке динамики
развития и течения нервно-психических заболеваний и контроле за эффективностью
восстановительного лечения. Для решения указанных задач патопсихолог с помощью психологических
методов может уточнить выраженность и характер нарушений отдельных психических процессов и
возможности компенсации этих нарушений с учетом психологических особенностей той или иной
деятельности.
В зависимости от целей исследования подход к проведению эксперимента может меняться, и
соответственно будет сужаться или расширяться круг вопросов, подлежащих решению. Важно
подчеркнуть, что исследование структуры и степени нарушений должно быть всеобъемлющим и
охватывать как те стороны психической деятельности, которые претерпели очевидные изменения, так и
сохранные стороны в структуре целостной личности, рассматриваемой в конкретной жизненной
ситуации.
Диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового
обучения и переобучения. В детских и подростковых учреждениях патопсихолог также участвует в
решении дифференциально-диагностических задач. Здесь особенно большое место занимает его работа
по определению психического развития и его аномалий — степени и структуры различных форм
дизонтогенеза. С решением этих вопросов непосредственно связан выбор путей общеобразовательного
и трудового обучения аномального ребенка или подростка, прогноз его обучаемости, установление
рационального соотношения между собственно педагогическими и лечебно-приспособительными
мерами компенсации выявившейся аномалии. Таким образом, патопсихологическое исследование не
только способствует лучшему пониманию характера аномалии развития, но и служит основой для
разработки коррекционных рекомендаций, которыми предлагается пользоваться в работе с ребенком
педагогам и родителям.
Hosted by uCoz