противоречии с актуальными жалобами больного и его представлением о своем состоянии. Во всех
случаях определение динамики состояния больного с помощью психологических методов требует
сопоставления данных, полученных при повторном использовании сходных по сложности, характеру и
специальной направленности методов, которые по содержанию и форме предъявления должны по
возможности отличаться, чтобы уменьшить (если не исключить) искажения, вызванные приобретением
навыков выполнения заданий.
Следует остановиться еще на одном аспекте применения психологических методов для оценки
эффективности терапии исследовании отношения больного к лечению и реабилитационным
мероприятиям в целом, и, в частности, к тому или иному конкретному лекарству. Эта проблема
особенно актуальна в тех случаях, когда больной открыто не высказывает своего отношения к
медикаментозной терапии и психосоциальным воздействиям, и оно для врача неясно. Получение таких
сведений необходимо при выписке больного с назначением поддерживающей терапии в амбулаторных
условиях. Информация, предоставленная психологом, может помочь лечащему врачу определить
наиболее адекватную тактику.
Участие в экспертной работе. Психологическое обследование является важным элементом
экспертиз (врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической, судебно-психиатрической), а
в судебной практике может выступать в качестве самостоятельного вида доказательств. В зависимости
от вида экспертизы и содержания поставленных перед экспертом вопросов психологическое
обследование подчиняется тем или иным специальным задачам.
Участие патопсихолога в реабилитации больных и в психокоррекционной работе. При
реабилитации больных фармакобиологические средства, психосоциальные методы лечения и
мероприятия направлены на социальное окружение и оптимизацию внешних условий адаптации. Они
фокусируются на предотвращении или снижении стойких последствий заболевания и на
восстановлении или укреплении личного и социального статуса больных, требуют участия
патопсихолога и предоставляют возможности для реализации профессиональных знаний и навыков.
Важной формой организации этой деятельности являются бригадные формы работы, в которых
руководящая роль врача осуществляется при равноправном участии различных других
специалистов.
Врач и патопсихолог, сотрудничая в бригаде с социальными работниками, специалистами по трудовой
терапии и терапии занятостью, по лечебной физкультуре и др., привносят в работу не только разные
элементы, но и рассматривают однородные явления под различным углом зрения, взаимно дополняя
друг друга.
При этом врач отражает, с учетом данных психологического исследования, клинический аспект
рассмотрения больного и клинико-патогенетические обоснования лечебно-восстановительной
программы, в то время как психолог больше сосредоточен на личностном (и межличностном) подходе к
больным и к отношениям в терапевтическом коллективе. Выполняя самостоятельные функции,
патопсихолог должен обеспечивать соответствующей информацией других членов бригады, оценивать
со своих профессиональных позиций поступающую от них информацию и использовать ее для
повышения эффективности согласованной работы.
Задачи патопсихолога в работе по реабилитации психически больных (Кабанов) в основном
можно свести к следующему.
1. Изучение личности больного, структуры нарушений и механизмов их компенсации,
социальных позиций и ролевого поведения больного в различных группах, получение данных для
функционального диагноза и динамическая коррекция с учетом задач и результатов восстановительного
лечения.
2. Социально-психологическое исследование общения больных, взаимоотношений в семьях и в
лечебных группах, их динамики в процессе психопедагогической и социотерапевтической работы.
3. Исследование терапевтического коллектива, взаимоотношений больных и медицинских
работников и разработка рекомендаций по оптимизации терапевтической среды.
4. Оценка психологических факторов внетерапевтического социального окружения,
оказывающих влияние как на формы организации терапевтической среды в медицинских учреждениях,
так и на способы и возможности реабилитации лиц, перенесших психические и другие заболевания, и
совместное с врачом проведение мер, способствующих изменению влияний среды в нужном
направлении.
5. Непосредственное участие в проведении лечебно-приспособительной, психотерапевтической и
психокоррекционной работы.
Методы патопсихологического исследования в клинике. Диагностическое исследование состоит
|