Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 541 
Next page End  

недостаточно грамотному испытуемому не следует давать задания по методу образования сложных
аналогий.
3. Следует учитывать особенности контакта с больным. Так, при обследовании больных с
нарушением деятельности слухового анализатора используют задания, рассчитанные на зрительное
восприятие.
В процессе исследования методы обычно применяют по возрастающей сложности. Исключение
составляет обследование испытуемых, от которых ожидают проявлений псевдодеменции (F68.1),
агравации или симуляции. В этих случаях более трудные задания иногда выполняются испытуемыми
нарочито неверно.
Для проведения исследования патопсихолог должен располагать необходимым «арсеналом»
методов с учетом всех рассмотренных выше требований.
Особое внимание необходимо при использовании оригинальных методов или модификаций уже
известных. В этих случаях нужна их апробация на статистически достоверной группе обследуемых для
подтверждения правильности предположения о направленности этого метода на изучение данной
психической функции и надежности полученных результатов.
Зейгарник, учитывая всю сложность проведения патопсихологического эксперимента в клинике,
отмечала, что этот эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на
изучение человека, совершающего реальную деятельность, на качественный анализ различных форм
распада психики, раскрытие механизмов нарушенной деятельности и возможности ее восстановления.
При исследовании познавательных процессов экспериментальные приемы должны показать, как
распадаются мыслительные операции больного, сформированные в процессе его жизнедеятельности, в
какой форме искажается возможность пользования системой старых, образовавшихся в прежнем опыте
связей. Всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, поэтому
следует так построить экспериментальные
исследования, чтобы они отражали сохранность или
нарушение этих параметров. Результаты эксперимента должны дать не столько количественную,
сколько качественную характеристику распада психики. Они должны быть надежны, статистическая
обработка материала производится там, где поставленная задача этого требует и допускает, но
количественный анализ не может заменить качественную характеристику экспериментальных данных.
Подчеркивая, что основным принципом построения патопсихологического эксперимента
является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного,
Зейгарник отмечала, что важно не только то, какой трудности или какого объема задание больной
осмыслил или выполнил, но и то, как он осмыслил, чем были обусловлены его ошибки и затруднения.
Анализ ошибок (именно анализ, а не только установление), возникающих у больных в процессе
выполнения экспериментальных заданий, представляет наиболее показательный материал для оценки
тех или иных особенностей психической деятельности больных. Психологу важно учитывать замечание
Зейгарник: построение экспериментально-психологического исследования в клинике отличается от
обычного психологического эксперимента многообразием, большим количеством применяемых
методов. Объясняется это тем, что процесс распада психики не происходит однослойно. Практически не
бывает так, чтобы у одного больного нарушились только процессы синтеза и анализа, а у другого
страдала бы исключительно целенаправленность личности. При выполнении любого
экспериментального задания можно в известной мере судить о различных формах психических
нарушений. Однако, несмотря на это, не каждый методический прием позволяет с одинаковой
очевидностью, четкостью и достоверностью судить о той или иной форме или степени нарушения.
Вместе с тем, патопсихологический эксперимент, выявив структуру измененных форм
психической деятельности больного, должен также представить данные о ее сохранных сторонах. Это
особенно важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций.
Порядок проведения патопсихологического исследования. Психологическое исследование
складывается из следующих этапов.
1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и конкретизация задачи исследования. Задачи
перед патопсихологом ставятся врачом, который должен быть знаком с перечнем основных
диагностических вопросов, требующих применения психологических методов. Формулируя задачу,
врач сообщает психологу основные клинические данные о больном, существенные для проведения
психологического исследования и анализа его результатов. Психолог, знакомясь с историей
заболевания, особенностями психического состояния больного, вопросами, которые ставит врач,
конкретизирует для себя задачу исследования, выбор методик и порядок их предъявления. Врач должен
соответствующим образом объяснить больному цели психологического исследования и содействовать
Hosted by uCoz