конкретных) заданий. Для них типичны затруднения в выборе решения и переходе к действию.
Пациентов с истерией отличает конкретно-образное, импульсивное и эгоцентрическое мышление, что
снижает их результаты в большинстве и вербальных, и невербальных заданий, вызывает трудности в
вербализации на абстрактно-логическом уровне. Больные неврастенией характеризуются достаточно
хорошим балансом абстрактно-логического и образно-действенного мышления и, хотя они выполняют
вербальные задания хуже больных психастенией, это компенсируется хорошим выполнением
невербальных заданий, так что итоговая оценка интеллекта по методике Векслера у этих групп больных
примерно одинакова.
Отмеченные особенности представляют, по существу, личностный аспект характеристики
мышления больных истерией, неврастенией и психастенией, определяемый специфическим типом
восприятия, переработки информации, способа реагирования и обусловливающий все проявления
личности, в том числе, структуру интеллекта. Последняя проявляется в характерном для каждой формы
невроза (F40-F48) «профиле» выполнения методики Векслера. Этот «профиль» отражает суммарное
действие многих факторов самого интеллекта и таких его предпосылок, как внимание и память, а также
типа личности и психологических изменений.
Рассмотрение особенностей интеллектуальной деятельности при выполнении отдельных заданий
больными с разными формами неврозов было дополнено исследованием их на уровне интегративных
оценок, полученных на
основе факторного анализа субтестовых и итоговых оценок. Первый фактор
положительно коррелировал со всеми субтестовыми оценками и особенно с итоговой полной оценкой
(+0,98), что дало основание интерпретировать его как общий фактор интеллекта. По его уровню
различались, с одной стороны, больные психастенией и неврастенией (более высокий уровень), с другой
больные истерией (менее высокий уровень). Второй фактор биполярен: он положительно
коррелировал с невербальными заданиями по методике Векслера и отрицательно с вербальными.
Биполярность второго фактора интеллекта несомненно представляет интерес в связи с существующим
противопоставлением различных типов индивидуальности, таких как «художественный» и
«мыслительный», «первосигнальный» и «второсигнальный», «практический» и «вербальный» и т. п. В
связи с этим особый интерес приобрело распределение по второму фактору исследованных групп
больных, особенно истерии (F44) и психастении (F48.8), представляющих собой яркие полярные типы
личности. По уровню биполярного фактора разделялись больные психастенией, у которых
биполярность вербальных и невербальных оценок, отражаемых этим фактором, выражена более резко, и
больные неврастенией (F48.0) и истерией, у которых эта биполярность выражена меньше.
Приведенные результаты исследования больных неврозами и психастенией позволили
интерпретировать второй фактор интеллекта как фактор, имеющий отношение не только к
индивидуальному типу интеллекта, но и личности в целом.
Значительный интерес представили также данные об особенностях выполнения больными
неврозами и психастенией методики Выготского Сахарова. Было выявлено два способа решения
задачи классификации объектов «практическое» и «понятийное». При практическом решении
испытуемый может правильно распределить фигуры по группам, соответствующим заданным
искусственным понятиям, но ни в процессе выполнения, ни после него не в состоянии дать адекватного
объяснения принципу, которым он руководствовался. При решении на понятийном уровне испытуемый
дает себе отчет в этом принципе, правильно его вербализует, отбирая фигуры, и уверенно формулирует
после выполнения задания.
Самую большую трудность выполнение методики Выготского Сахарова на понятийном
уровне представило для больных истерией (F44), наименьшую для больных неврастенией (F48.0),
больные психастенией (F48.8) заняли промежуточное положение. Особый интерес для понимания
характера мышления у больных неврозами и психастенией представляют затруднения в правильном
определении основания классификации после ее практически верного выполнения.
Заслуживают внимания ошибки выполнения задания по методике Выготского Сахарова и
влияние эмоциональных переживаний при повторяющихся
неудачах на вербальную и невербальную
деятельность. Аффективная дезорганизация при неудачах, выражающаяся в ухудшении выполнения
задания, наблюдалась у большинства испытуемых, однако особенности этого ухудшения, качество
ошибок и мотивация отказа от выполнения задания оказались специфическими для больных с разными
формами неврозов и психастенией. Так для больных психастенией реакцией на ошибки являлась
«умственная жвачка» и трудность возвращения к практическому действию. Типичными были и ошибки:
чрезмерное усложнение принципа классификации, создание сложной системы гипотез аналитически-
абстрактного характера. Специфическими были поведенческие реакции, связанные с реально
|