Navigation bar
  Print document Start Previous page
 256 of 541 
Next page End  

У больных эпилепсией (G40) по сравнению с контрольной группой здоровых людей значительно
сниженными оказались переключение и устойчивость внимания. Что же касается других его свойств, то
они существенно не отличались от подобных характеристик в контрольной группе.
Нарушения внимания нередки в соматической клинике. Так, у больных туберкулезом легких
(А15-А19) время выполнения заданий по методикам Шульте и Мюнстерберга в среднем превышает
аналогичный показатель группы здоровых. Кроме того, по методикам Горбова и Мюнстерберга они
допускали большее количество ошибок. Отличительной особенностью выполнения больными
корректурной пробы является то, что они в среднем справлялись с заданием даже быстрее, чем
здоровые, но при этом допускали большее число ошибок.
В ряде работ расстройства внимания рассматриваются в контексте более широких нарушений
умственной работоспособности. При этом имеется в виду, что нередко основным фактором,
определяющим снижение у больных работоспособности, в том числе умственной, является
сужение
объема внимания. Эти данные представляют специальный интерес во врачебно-трудовой экспертизе.
Для широкой врачебной практики (Менделевич) полезно учитывать следующие нарушения
внимания.
1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.
1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость
слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении у ослабленных
людей с соматическими заболеваниями,
у детей с невротическими состояниями, а также на начальных
этапах различных психических расстройств.
2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип
невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов,
наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом (I67.2) в пожилом возрасте, при хроническом
алкоголизме (F10) и наркомании (F11-F14) и на поздних стадиях шизофрении (F20-F29).
2. Гиперметаморфоз внимания
повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность
внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной
пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие
символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе
сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.
3. Сужение объема внимания
патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его
распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.
4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в
процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая
истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа (S06) и другими органическими
заболеваниями мозга (F00-F09), а также с реактивными пограничными состояниями (F43) и
посттравматическими состояниями (F07.2).
5. Инертность внимания
невозможность своевременной переключаемости или
патологическая фиксация внимания. Наблюдается у больных эпилепсией (G40), при психопатиях с
паранойяльным развитием (F60.0), при психопатоподобной форме шизофрении (F21.4).
Эмоциональные расстройства. Эмоции представляют собой одну из важнейших сторон
психической деятельности, характеризующей переживание человеком действительности. Лебединский
и Мясищев, указывая, что существенным в определении эмоций является их связь с отношением
человека к окружающему и самому себе, видят в них «интегральное выражение измененного тонуса
нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека».
Один из ведущих зарубежных исследователей эмоций Изард подчеркивает, что целостное
определение эмоций требует учета трех компонентов, характеризующих это явление: а) переживаемого
или осознаваемого ощущения эмоций; б) процессов, происходящих в нервной, эндокринной,
дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающихся наблюдению
выразительных комплексов эмоций, в частности тех, которые отражаются на лице. Отмеченным выше
подчеркивается интердисциплинарный характер области, исследующей эмоции, к которой привлечено
внимание психологов, нейрофизиологов, врачей и других специалистов.
Разделом психологии — общей и специальной,— способствовавшим интенсификации ряда
направлений в исследовании эмоций, явилась область экспрессивных проявлений человека,
соотношения эмоций и экспрессии, с выходом на изучение эмоциональной коммуникации между
людьми (Бодалев и др.). При изложении особенностей эмоциональных расстройств, учет которых важен
для медицинской практики, целесообразно исходить из группировки эмоций, предложенной
Hosted by uCoz