К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:
1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения
центральной нервной системы (умственно отсталые);
4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);
5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые
умственно отсталые, глухие умственно отсталые);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.
Соотношение социального и биологического в возникновении психических нарушений у
детей. Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными
факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают пороки развития мозга,
связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации,
наследственно обусловленные дефекты обмена), внутриутробные нарушения (связанные с тяжелыми
токсикозами беременности (O21), токсоплазмозом (В58), сифилисом (А53), краснухой (В06) и другими
инфекциями, интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), а также
патология родов, инфекции, интоксикации и травмы. Черепно-мозговая травма (S00) составляет 25-45%
всех случаев повреждений в детском возрасте (Астапов). Реже отмечаются опухолевые образования
раннего постнатального периода. Нарушения развития могут быть связаны с относительно стабильными
патологическими состояниями нервной системы, либо возникать на почве текущих заболеваний. В
детском возрасте встречаются такие формы церебральной патологии, которые у взрослых или не
бывают совсем, или встречаются очень редко (ревматическая хорея (I02), фебрильные судороги).
Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекционные процессы в связи с
недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета. В зависимости от причин
возникновения аномалий и нарушений развития их подразделяют на врожденные
и приобретенные.
Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных
условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Наиболее ранимым является
период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактор действует в период
«отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния. Для поражения нервной системы
особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности.
В ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через
сенситивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и
наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Сенситивные периоды
характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития
ребенка в целом. Выделяются периоды, в которые большинство психофизических систем находятся в
сенситивном состоянии, и периоды, для которых характерны достаточная устойчивость, баланс
сформированных и неустойчивых систем с преобладанием первых. К таким основным сенситивным
периодам детства относятся возрастные периоды до 3 лет и 11-15 лет. В эти периоды особенно велика
возможность возникновения психических расстройств.
Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а, с другой большая,
чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Сухарева,
Гелльниц). Поэтому при поражениях, локализованных в определенных мозговых центрах, длительное
время может не наблюдаться выпадения функций. При локальном поражении компенсация, как
правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой
недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях центральной нервной
системы. Имеет значение интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в
детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других,
функционально связанных с поврежденными. Сочетания явлений повреждения с недоразвитием создает
более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.
Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе
обратимых, связан с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И в этом случае, чем раньше
обнаруживаются неблагоприятные для ребенка социальные воздействия, тем более грубыми и стойкими
являются нарушения развития. К социально обусловленным видам непатологических отклонений
развития относится педагогическая запущенность (F84.9), то есть задержка интеллектуального и
|