контроля. Одну из центральных ролей в организации агрессивного поведения играют характеристики
мотивационной сферы, а также уровень социализации индивида со степенью интериоризации
регулирующих поведение морально-этических и правовых норм.
Среди видов агрессивного поведения выделяется агрессия физическая и вербальная (словесная
угрозы, оскорбления, критика). Если для детского возраста (Хекхаузен) характерно применение
физической агрессии (у детей от 3 до 10 лет отмечается приблизительно 9 актов физической агрессии в
час), то у взрослых она социализируется, приобретая социально приемлемые формы, превращаясь в
агрессию вербальную. К наиболее социализированным формам вербальной агрессии относятся ирония,
юмор, сатира. Агрессивное
поведение бывает также гневным, мотивированным эмоцией гнева, и
инструментальным, когда в рамках более общей деятельности агрессивное действие выступает в
качестве инструмента, используемого для достижения какой-либо другой цели. Примерами
инструментальной агрессии могут быть шантаж, взятие заложников. Агрессия подразделяется в ряде
исследований на скрытую (мечты, фантазии, воображение сюжетов мести, сцен насилия, сны) и
открытую, которая, в свою очередь, делится на прямую (непосредственно выражаемую адресованную
лицу, спровоцировавшему агрессию), косвенную (когда вред причиняется не открыто, а косвенным
путем анонимные письма или сплетни вместо желаемой физической расправы над обидчиком) и
перемещенную (со сменой объекта агрессии: вместо того, чтобы ударить обидчика, можно пнуть
кресло, кошку, собаку, ребенка, хлопнуть дверью). Косвенная и перемещенная агрессия, как правило,
наблюдается в тех случаях, когда лицо, спровоцировавшее агрессивные действия, защищено высоким
социальным статусом, властью или физической силой.
Аммон различает три вида агрессии: конструктивную (открытое прямое проявление агрессии в
социально приемлемой форме или с социально позитивным результатом), деструктивную (открытое
прямое проявление агрессии в социально неприемлемой форме или с социально негативным
результатом) и дефицитарную (связанную с дефицитом соответствующих поведенческих навыков и
вследствие этого с недостаточным отреагированием агрессивных побуждений). Дефицитарная форма
агрессии считается характерной для пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями.
По направлению агрессия подразделяется на экстрапунитивную (внешнеобвинительную, или
гетероагрессию) и интрапунитивную, или аутоагрессию. К аутоагрессивным действиям относятся:
самокалечение, самопорезы физическая аутоагрессия, а также самокритика, самообвинения
вербальная аутоагрессия. Наиболее жестким, брутальным видом физической аутоагрессии является
суицид.
Суицидальное поведение. Согласно социологической теории самоубийства Дюркгейма
суицидальные мысли появляются прежде всего в результате разрыва интерперсональных связей
личности, отчуждения индивида от той социальной группы, к которой он принадлежит. Учитывая
особенности этого разрыва социальных связей, он выделяет следующие типы суицидов: эгоистический,
характерный для личностей, в недостаточной степени интегрированных со своей социальной группой;
альтруистический, представляющий собой полную интеграцию с социальной группой, и аномический,
как специфическая реакция личности на тяжелые изменения в социальных порядках, приводящие к
нарушению взаимных связей индивида и социальной группы. Суицид при этом определяется автором
как намеренное и осознанное лишение себя жизни. В работах психоаналитического направления суицид
трактуется как следствие нарушения психосексуального развития личности в результате отсутствия
важных лиц на решающих стадиях развития, как метод восстановления утраченного объекта любви и
воссоединения с ним.
Самоубийство рассматривается также как следствие социально-психологической дезадаптации
личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов (Бачериков). При этом суицид представляет
собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, причем суицидогенность
ситуации не заключена в ней самой, а определяется личностными особенностями субъекта, его
жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей. Понятие
предиспозиционной дезадаптации включает в себя снижение социально-психологической
адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению деликта. В
условиях предиспозиционной дезадаптации происходит социально-психологическая дезадаптация
личности, что проявляется в нарушениях поведения и различных психоэмоциональных сдвигах. При
переходе предиспозиционной стадии дезадаптации в суицидальную решающее значение имеет
конфликт, который понимают как сосуществование двух или нескольких разнонаправленных
тенденций, одна из которых составляет актуальную для личности потребность, другая преграду на
пути ее удовлетворения. Суицидогенный конфликт может быть вызван реальными причинами (у
|