манипулирование над половыми органами маленьких детей или животных, переодевание в одежду
противоположного пола и др. Если подобные действия повторяются раз за разом и сопровождаются
оргазмом, то в силу условнорефлекторного механизма может установиться стойкая привычка, и
транзиторная девиация превратится в перверзию.
Гиперсексуальность может способствовать формированию подавляющего большинства
сексуальных девиаций и перверзий. Она характеризуется значительным повышением ценности
сексуальной жизни для человека с вытеснением других ценностей. В случае девиаций гиперсексуальное
поведение становится не только средством для достижения удовлетворения, но и самоцелью.
Противоположностью гиперсексуальности является асексуальное девиантное
поведение, при котором
человек снижает значимость и ценность сексуальной жизни или отрицает ее полностью и исключает из
своей жизни поступки, направленные на сексуальные контакты. Асексуальность часто сочетается с
особенностями характера в виде акцентуаций и патологических вариантов шизоидной или зависимой
(астенической) направленности.
Садизм (F65.5), мазохизм (F65.5) и садомазохизм (F65.5) являются близкими друг к другу
сексуальными девиациями, поскольку сопряжены с насилием и агрессией, направленной либо на себя,
либо на партнера, либо и на того, и на другого вместе. Садизм это получение сексуального
удовлетворения от применения силы по отношению к сексуальному партнеру. Мазохизм, напротив,
определяется как получение сексуального удовлетворения от применения силы по отношению к
собственной личности со стороны партнера.
Профилактика отклоняющегося поведения. Индивидуальная профилактическая работа
должна быть направлена на два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных между собой
объекта: 1) на криминогенную среду конкретной личности и 2) на саму личность с отклоняющимся
поведением. Воздействие на криминогенную среду, как правило, является не столько психологической
задачей, сколько правовой, социальной и социально-психологической. Воздействие на личность
предполагает решение двух основных задач: а) структурно-содержательную перестройку ее
мотивационной сферы (стратегическая задача) и б) коррекцию конкретной мотивации субъекта в
характерной для него криминогенной ситуации (тактическая задача). Индивидуальная профилактика
возможного преступного поведения представляет собой конкретизацию общепсихологических и
специально-криминологических мер в отношении отдельного лица или группы конкретных лиц.
Антонян считает целесообразным применение поэтапной программы индивидуальной
профилактики, связанной с воздействием на мотивационную сферу личности, которая осуществляется в
следующих ситуациях.
1. В «латентной» ситуации лишь формируются мотивы вероятных антиобщественных действий
или возникает реальная угроза появления таких мотивов. На этапе формирования антисоциальной
направленности единичные малозначительные проступки, как правило, не могут служить основанием
для применения дисциплинарных, административных и других правовых мер воздействия. Однако в
этом случае не только допустимы, но и необходимы меры воспитательного характера, направленные на
коррекцию системы отношений, ценностных ориентаций личности, а по отношению к среде
совокупность мер, устраняющих и нейтрализующих ее криминогенный потенциал. Ранняя
профилактика осуществляется семьей, учителями, воспитателями, наставниками, руководителями,
учебным или производственным коллективом, а в случае необходимости и правоохранительными
органами. В «латентной»
криминогенной ситуации часто оказываются дети и подростки. Подобные
ситуации складываются преимущественно в так называемых неблагополучных семьях, которые
вследствие этого должны быть объектом повышенного внимания.
2. В «предпреступной» ситуации поведение субъекта в дополнение к негативным
мотивационным сдвигам характеризуется относительно устойчивой аморальностью и
противоправностью. Индивид совершает социально порицаемые проступки, дисциплинарные и
административные правонарушения, нередко стоящие на грани преступления. Индивидуальные меры
профилактики строятся в этом случае на применении не только мер убеждения, но и мер принуждения в
рамках общественной, дисциплинарной и административной ответственности. Указанные меры больше
тяготеют к непосредственной профилактике и даже к пресечению преступлений. Они применяются не
только воспитателями, руководителями и коллективами, но и товарищескими судами, комиссиями по
делам несовершеннолетних, милицией и другими правоохранительными органами.
3. В «преступной» ситуации в отношении субъекта уже ведется уголовное дело. Совершенное
преступление и прогностические выводы о возможных путях исправления правонарушителя и
предупреждения рецидива обусловливают содержание и форму воздействий. В их структуре
|