(рис. 3).
Рис. 3. Восприятие предмета в зависимости от фона.
Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура ограничена, рельефна, она
обладает предметностью. Способствуют выделению предмета из фона контрастность предмета и фона,
необычность предмета. Например, на рентгенограмме легких круглая тень гораздо лучше выделяется на
фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминированного процесса. Как показали
исследования Зинченко, Ярбуса и др., в процессе выделения предмета из фона совершаются
микродвижения глаз, как бы «обводящие» его по контуру, что также способствует выделению предмета
из фона.
Для восприятия характерно единство целого и частей, единство анализа и синтеза. Это
проявляется в таких свойствах восприятия, как целостность и структурность.
В процессе
ознакомления с предметом возникает масса ощущений, которые могут значительно различаться по
своим характеристикам и условиям возникновения, различные свойства предмета могут отражаться с
большей или меньшей полнотой, разной степенью точности, последовательно или одновременно.
Несмотря на разнообразие и множественность ощущений предмет отражается как единое целое. Причем
иногда эта целостность формируется вопреки тому, что в фигуре отсутствуют некоторые детали.
Например, фигура
воспринимается как квадрат, несмотря на незавершенность контура.
Другим примером может быть наша речь, известно, что мы никогда не проговариваем полностью
абсолютно все звуки, тем не менее слова и фразы воспринимаются целостно, законченно. На основе
имеющегося опыта, знаний в процессе восприятия происходит объединение отдельных элементов в
единое целое. Исследователями были выделены факторы организации материала в единый целостный
образ. Приведем некоторые из них, выделенные Осгудом:
1. фактор близости: || || || стремятся к объединению близко расположенные детали или предметы;
2. фактор продолжения, работает в противовес близости; ][ ][ ][
3. фактор замкнутости: замкнутость исключает возможность группировки близких частей
раздельных фигур.
Все это означает, что наше восприятие стремится объединять, структурировать отдельные
элементы в единое целое. При этом, по выражению Арнхейма, законы гештальта «свидетельствуют о
стремлении восприятия к достижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации».
С целостностью перцептивного образа связана его структурность. Структурность заключается
в том, что в целостном образе отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, то есть
структура предмета. Именно благодаря структурности мы узнаем предметы независимо от того, из
какого материала они изготовлены. Прослушивая одну и ту же мелодию, исполненную на разных
музыкальных инструментах, дающих звуки различного тембра и высоты, мы узнаем ее, если сохранится
соотношение между звуками, то есть сохранится ее структура. Значение таких структур, несводимых к
свойствам входящих в восприятие частей или элементов, подчеркнул Эренфельс, он назвал их
Gestaltqualitat - качеством формы. Значение структуры и целого для восприятия входящих в его состав
частей очень ярко проявляется в оптико-геометрических иллюзиях.
[Иллюзия неправильное,
искаженное восприятие какого-либо предмета или явления, действующего в данный момент на органы
чувств. Причины, порождающие иллюзии восприятия, могут быть разные: а) физические (ложка в
стакане чая кажется переломленной на границе жидкости); б) физиологические (иллюзия
противовращения, иллюзия контраста температур); в) психологические определяемые целостностью
восприятия. От иллюзий следует отличать галлюцинации.
Галлюцинации это чувственный образ,
непосредственно не зависящий от внешних впечатлений и вместе с тем имеющий для
галлюцинирующего характер объективной реальности (Кандинский). Во время галлюцинаций человек
ничего не воспринимает, это след ранее бывших восприятий, болезненные представления, возникающие
|