влияние на процесс лечения и реабилитации в целом. Психологические и социально-психологические
последствия хронического заболевания меняют привычный образ жизни человека. Это может
приводить к изменению социального статуса, снижению работоспособности, проблемам в семейной и
профессиональной сферах, частичной невозможности удовлетворения значимых потребностей, неверию
в собственные силы, неуверенности в себе, отрицанию существующих возможностей и собственных
ресурсов, сужению интересов и круга общения, дефициту жизненных перспектив. Так же, как и в
профилактике и лечении, успешность реабилитационных мероприятий во многом зависит от активности
самого пациента и наличия адекватной мотивации. Кроме «личностного блока» клинико-
психологические вмешательства играют важную роль (возможно, более важную, чем какие-либо
другие, например, фармакологические) в реабилитации пациентов с нарушениями психических
функций (памяти, внимания, речи, моторики).
Развитие рассматривается как одна из самостоятельных функций клинико-психологических
вмешательств далеко не всеми авторами и понимается по-разному. Это связано с тем, что психотерапия,
психопрофилактика, реабилитация, наряду с собственными прямыми функциями (лечебной,
профилактической, реабилитационной), способствуют также личностному развитию и гармонизации
личности за счет совершенствования самопонимания и самосознания, переработки и преодоления
внутриличностных и межличностных конфликтов, развития новых более адекватных способов
эмоционального и поведенческого реагирования, более точного понимания других людей и
межличностного взаимодействия в целом. В ряде психотерапевтических систем (например, в клиент-
центрированной психотерапии Роджерса) личностный рост, развитие личности выступают как одна из
важнейших задач психотерапии. Таким образом, с одной стороны, функция развития для клинико-
психологических интервенций (психологических интервенций в клинике) является вторичной,
дополнительной. С другой стороны, психологическое консультирование в клинике (например,
консультирование пациентов с соматическими и нервно-органическими заболеваниями, не
проходящими собственно психотерапевтического лечения, а обратившимися за помощью в связи с
личными проблемами, прямо не связанными с их заболеванием) способствует новому видению
человеком самого себя и своих проблем и конфликтов, эмоциональных проблем и особенностей
поведения. В дальнейшем это может привести к определенным изменениям в когнитивной,
эмоциональной и поведенческих сферах и способствовать развитию личности.
Цели клинико-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение
определенных изменений. Они определяют общую стратегию воздействий и тесно связаны с
теоретической ориентацией. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на
более общие, отдаленные цели (например, восстановление полноценного личностного
функционирования, гармонизацию личности, развитие личностных ресурсов), так и на конкретные
более близкие цели (преодоление страха выступления перед аудиторией, тренировку памяти или
внимания, развитие определенных коммуникативных навыков). Однако при этом всегда
психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия, которые,
кроме выбора средств, определяют общую стратегию воздействий.
Теоретическая обоснованность клинико-психологических интервенций (и
психотерапевтических) состоит в том, что они опираются на определенные теории научной психологии.
В современной психотерапии, особенно в настоящее время в России, теоретические проблемы
приобретают важнейшее значение. С одной стороны, это обусловлено распространением разнообразных
методов психотерапии, широко использующихся в практике, но при этом не всегда имеющих
соответствующую теоретическую базу. С другой стороны, даже при обоснованности метода
теоретической концепцией, она нередко в полной мере не осознается даже профессиональными
психотерапевтами. Поэтому для врачей формирование адекватных представлений о психологических
основах психотерапии имеет особое значение.
Любая область медицинских вмешательств основывается на знаниях о норме и патологии
(например, нормальная анатомия и патологическая анатомия, нормальная физиология и патологическая
физиология). Научно обоснованная психотерапевтическая система также имеет в своей основе два
предшествующих звена, раскрывающих содержание понятий «норма» и «патология». Концепция нормы
это представления о здоровой личности, то есть психологическая концепция, которая определяет
основные детерминанты развития и функционирования человеческой личности. Концепция патологии
это понимание возникновения личностных нарушений (в частности, происхождения невротических
расстройств), рассматриваемое в рамках соответствующих представлений о норме.
Цели и задачи психотерапии, механизмы ее лечебного действия, стадии, тактики и стратегии
|