форму, но они утрачивают для него значение, он перестает их узнавать, не знает названия этих
предметов, не в состоянии ими пользоваться.
В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, так как воспринимает не
изолированный глаз или ухо, а конкретный живой человек. Зависимость образов восприятия от
содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, прошлого опыта и жизненного
пути называется апперцепцией.
Влияние жизненного опыта очень ярко демонстрируется в
кросскультурных исследованиях. Бэгби показывал испытуемым через стереоскоп диапозитивы так, что
разные глаза видели разное изображение. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали
сразу два изображения, одно типичное для американской культуры (игра в бейсбол, девушка
блондинка и т. д.), другое типичное для мексиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и
т. п.). Соответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру и пр. Хотя некоторые
испытуемые замечали, что им предъявлено две картины, большинство видело только одну картину
ту, которая им была больше знакома, которая типична для их опыта (Шибутани).
Влияние установки на восприятие человека проявляется также в феномене,
продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо
воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на
фотографии преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек
гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей.
Большое влияние на восприятие оказывает эмоциональное состояние человека. Известно,
например, что в состоянии возбуждения время как бы ускоряет свой бег, в состоянии тоски и
подавленности замедляет. Больные в состоянии депрессии всегда пессимистичны и предчувствуют
катастрофу, они склонны даже радостные события воспринимать в черных тонах. Жане,
известный
клиницист, описывает восприятие такой пациентки следующим образом: «Девушка 27 лет находится на
отдыхе в санатории. Я хочу ее обрадовать и сообщаю, что жена ее брата, которую она очень любит,
родила ребенка, и малыша собираются привезти к ней в гости, чтобы она смогла на него посмотреть и
поцеловать его. «Не делайте этого, отвечает она. Автомобиль врежется на улице в деревья; моя
мать, кормилица и ребенок разобьются. О, как это ужасно!» (Жане). Интересы и направленность
личности обеспечивают избирательность восприятия. Человек, увлеченный делом, идеей, любую
информацию воспринимает под углом зрения этого дела, идеи.
В последние годы накоплен большой экспериментальный материал, показывающий роль
моторных процессов в организации восприятия. Как в зрительной, так и в осязательной модальности
имеются микро- и макродвижения, благодаря которым обеспечивается непрерывная смена точек
фиксации взгляда или точки касания руки с объектом, что обеспечивает сохранение чувствительности
на оптимальном уровне. Известно, что не меняющееся по цвету и яркости изображение,
стабилизированное относительно сетчатки, через 2-3 сек становится невидимым. Его восприятие можно
продлить на некоторое время при помощи модуляций света, но эти образы оказываются неадекватными,
в этих условиях, например, не различаются плоские и объемные объекты.
Таким образом, восприятие это активный процесс, на характер протекания которого влияет не
только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта.
К сложным формам восприятия относятся восприятие пространства, восприятие времени,
восприятие движения. В восприятии времени различают восприятие временной длительности и
восприятие временной последовательности. Непосредственное переживание времени обусловлено
органическими ощущениями и связано с ритмическими процессами в организме: частотой пульса,
дыхания и т. п. Оценка длительности временных отрезков зависит от содержания деятельности:
временной отрезок, заполненный интересной, содержательной деятельностью, субъективно
оценивается, как короткий, то есть недооценивается; пустые, не заполненные интересной
деятельностью, оцениваются как более длинные, то есть переоцениваются. (Все знают, как бесконечно
долго тянутся скучные уроки в школе). Восприятие времени зависит также от установки: при ожидании
неприятных событий время летит быстро; но как томительно долго ползет время, если мы ждем какого-
либо приятного события (встречи с любимым человеком, например). В воспоминании наоборот: чем
более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется в
воспоминании. В целом для восприятия времени характерной является тенденция к переоценке малых
интервалов и недооценке больших интервалов. Помимо этих общих факторов восприятие
времени
зависит от эмоционального состояния человека. Так, в исследованиях, проведенных на клиническом
материале, выявлено, что маниакальные больные обнаружили резко выраженные недооценки
временных интервалов (иногда в 2 раза), при этом ими отмечалось переживание «летящего» времени.
|