интерпретация сопротивления;
д) интерпретация формы сопротивления; д) прослеживание истории и
бессознательных целей этой деятельности в настоящем и прошлом пациента; е) тщательную проработку
сопротивления.
Свободные ассоциации, символические проявления бессознательного, перенос и сопротивление
подвергаются анализу в процессе психотерапии. Термин анализ имеет конкретное содержание и
определенные процедуры.
Анализ включает 4 процедуры: конфронтацию, прояснение, интерпретацию и преодоление.
Конфронтация направлена на распознавание пациентом специфических психических явлений,
подлежащих исследованию, и представляет собой процедуру, в ходе которой пациент оказывается
лицом к лицу перед определенными событиями, переживаниями, отношениями, конфликтами,
противоречиями, которые нужно исследовать. Пациенту необходимо показать, что он чего-то избегает,
он должен различить тот психический феномен, который является предметом анализа. Прояснение
предполагает фокусировку на каком-либо событии, переживании (помещение значимых деталей в
фокус), отделение существенного, значимого и важного от несущественного. Интерпретация является
центральной процедурой анализа, основным инструментом психоаналитика. Интерпретация означает
разъяснение неясного или скрытого для пациента значения некоторых аспектов его переживаний и
поведения и представляет собой определенную технику истолкования значения симптомов,
ассоциативной цепочки представлений, сновидений, фантазий, переноса, сопротивления. Цель
интерпретации состоит в том, чтобы сделать неосознаваемые феномены осознанными. На основании
полученного в процессе конфронтации и прояснения материала выявляются значение и причина
события, конфликта. Интерпретация направлена на расширение самосознания и должна способствовать
интеграции внутренних процессов благодаря осознанию. В ходе интерпретации психоаналитик
использует
свои теоретические знания, свой опыт, интуицию, эмпатию, а также свое собственное
бессознательное. Преодоление (тщательная проработка, выход из положения) предполагает
исследование интерпретаций и возникающего сопротивления до тех пор, пока материал не будет
осознан. Интеллектуальный инсайт без проработки считается недостаточным для достижения
терапевтического эффекта, так как сохраняется тенденция к повторению привычных способов
функционирования. Проработка это комплекс процедур и процессов, которые следуют после
инсайта. Эта работа открывает путь от инсайта к изменениям и является, как правило, длительной и
кропотливой, поскольку нужно преодолеть сопротивление, мешающее тому, чтобы понимание привело
к прочным структурным изменениям. Проработка включает следующие элементы: 1) повторение
интерпретаций, особенно анализ трансферентных сопротивлений; 2) преодоление изоляции,
отделяющей аффекты и импульсы от переживаний и воспоминаний; 3) расширение и углубление
интерпретаций, раскрытие множественных функций и детерминант и производных поведенческих
фрагментов; 4) реконструкция прошлого, помещающая пациента и другие важные фигуры из его
окружения в живую перспективу (сюда же относится и реконструкция образа самого себя в различные
периоды прошлого); 5) изменения, ведущие к определенному облегчению (в поведении, реакциях),
позволяющие пациенту решиться на проявление новых типов реакций и
поведения в отношении
собственных потребностей, импульсов, объектов, ситуаций, которые он до этого считал опасными для
себя.
Центральной процедурой анализа является интерпретация. Все остальные процедуры либо ведут
к интерпретации, либо направлены на то, чтобы сделать ее более эффективной. Таким образом,
специфика психоанализа заключается в интерпретирующем (истолковывающем) анализе различных
компромиссных образований сознания. Для Фрейда само по себе осознание истинных причин
заболевания выполняет важнейшую терапевтическую функцию. Однако также существенным является
интеграция «Я» всего того, что было ранее вытеснено и затем осознано в процессе психоанализа.
Сама процедура психоанализа строится таким образом, чтобы способствовать проявлению
бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его
структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности,
интенсивность, частота сеансов.
Психодинамическое направление в психотерапии со времени классического психоанализа
Фрейда получило дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей. Наиболее известными
в этих направлениях являются: аналитическая психология (Юнг), индивидуальная психология (Адлер),
волевая терапия Ранка, активная аналитическая терапия Штекеля, интерперсональная психотерапия
Салливана, интенсивная психотерапия
Фромм-Райхманн, характерологический анализ Хорни,
гуманистический психоанализ (Фромм), Эго-анализ Кляйн,
Чикагская школа (Александер, Френч),
|