8. Коалиции между ее членами динамичны и изменчивы. Допускается смена одних
внутрисемейных треугольников другими без возникновения при этом у членов семьи чувства ревности
или ненадежности, что жизненно необходимо для установления личностно-социальных границ.
9. Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.
10. Уделяется внимание духовной жизни.
11. Уделяется время развлечениям.
12. Поощряется совместный прием пищи.
13. Поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).
14. Члены семьи создают условия для своего личностного роста.
15. Члены семьи не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае
кризиса или появления проблем.
Дисфункциональная семья семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из
своих членов. Дисгармоничные (дисфункциональные) семьи ригидные семейные системы, которые
пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и
другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются
актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще ребенка), и у него возникает какое-
либо заболевание (нервно-психическое расстройство). Он становится «носителем симптома», который
позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.
Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных «застывших» ролевых
взаимодействий между членами семьи, служит «коммуникативной метафорой» (шифром потребностей
семейной системы), отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы
семейные правила. Если семья рассматривается как саморегулирующаяся система, а симптом как
механизм регуляции, то в случае ликвидации симптома вся система окажется временно
нерегулируемой. С системной точки зрения изменение является не единственным решением
единственной проблемы, а дилеммой, требующей разрешения. Принципиальный вопрос семейной
психотерапии заключается не в том, как избавиться от симптома, а в том, что произойдет, если он
исчезнет; дискуссия переносится с обсуждения проблемы, кто является носителем симптома, что его
вызывает и как от него избавиться, на проблему, как без симптома будет функционировать семья и
какую цену ей придется заплатить за его исчезновение.
Концепция гомеостаза должна учитываться при любом вмешательстве в семью. Полезно знать до
какой степени аспекты семейной жизни изменились и какие картины предыдущих семейных
взаимоотношений поддерживаются, что влияет на развитие личности ребенка и что может возникнуть в
результате последующей семейной реорганизации. Дисфункциональные семьи часто пытаются
сохранять статус-кво, несмотря на попытки психотерапевта стимулировать изменения.
В отечественной литературе в семейной психотерапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер,
Юстицкис): 1) диагностический (семейный диагноз); 2) ликвидация семейного конфликта; 3)
реконструктивный; 4) поддерживающий. Важно помнить, что этапность в проведении семейной
психотерапии определяется конкретным дисфункциональным семейным контекстом и направлением
психотерапии.
Семейный диагноз. Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной
психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические
сведения. Постановку семейного диагноза может облегчить приведенная ниже схема. Специалисту
рекомендуется задать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих
картинах взаимодействия (поведения) в семье.
1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование?
2. Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и
перед началом обращения к специалисту?
3. Почему семья обратилась сейчас?
4. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер?
Получение информации о семейной истории помогает «приоткрыть» семейную систему и получить
доступ к семейным мифам и секретам. Кроме того, работа с семейной историей дает большие
возможности для смены взглядов членов семьи на собственные проблемы и симптомы.
5. Как член семьи, договорившийся о встрече с психотерапевтом, «отражал» семейную систему?
(Инициатор обращения, ответственный член семьи или самый виноватый в проблеме).
6. Связана ли предъявляемая проблема или симптоматическое поведение с нарушениями внутри
семейной системы?
|