Психотерапевт подвергает сомнению хронологию событий в семье, расширяя временную перспективу
и, таким образом, рассматривая поведение индивида как часть какого-то большего целого. Он дает
возможность увидеть семье стереотипы взаимоотношений, а не действия отдельного индивида.
Психотерапевт может подчеркивать, что общение членов семьи подчиняется правилам, которые
относятся не к отдельным индивидам, а к системе в целом. Например, в семье с запутанными границами
субсистем ребенок чихает, а мать передает отцу носовой платок для него... Психотерапевт говорит:
«Будьте здоровы. Смотрите, как одно чихание привело в действие всех. Сразу видно, что в вашей семье
люди помогают друг другу».
Психотерапевтический контракт. Целью этого приема является установление и закрепление
(обычно в письменной форме) взаимного соглашения всех «договаривающихся сторон» на проведение
конкретной работы. В контракте обговаривается ответственность каждой стороны, цели и задачи.
Необходимо четкое и детальное описание целевого поведения партнеров, заключающих контракт,
установление критериев достижения целей (временной, количественный и т. д.), описание позитивных и
негативных последствий в случае выполнения и невыполнения условий контракта, определение
специфики условий для каждого партнера. Согласно оперантному научению позитивные подкрепления
должны следовать независимо от контракта. Первые контракты должны содержать быстрые и легко
достижимые цели (принцип маленьких шагов). Контракт и цель рекомендуется формулировать в
позитивных терминах. Как психотерапевтический прием он может использоваться на занятии,
например, можно предложить двум членам семьи общаться только через психотерапевта.
Эксперимент возникает на каждом занятии, так как психотерапевт присоединяется к системе и
чувствует ее давление. Все психотерапевтические техники определяют упругость семьи и способность к
изменениям. При использовании этого приема предполагают изменения семейного гомеостаза.
Например, вовлеченную в проблемы сына мать «отключают» от него и дают задания провести вечер
вместе с мужем вне дома или съездить с другим членом семьи в гости на несколько дней.
В процессе проведения эксперимента могут возникнуть изменения гомеостаза и последующее
напряжение, например, отказ от сотрудничества находящейся в очень напряженном состоянии матери,
что может еще больше дезорганизовать семью. Об этом следует помнить психотерапевту и заранее
узнать, что может произойти в семье в случае исчезновения «симптома». Если не предупредить о
возможном кризисе, семья может прекратить лечение.
Выявление семейных трансактных картин взаимодействия. Пациенты часто демонстрируют
картины взаимодействия между членами семьи. Иногда их просят воспроизвести фрагмент диалога или
спора, а не описывать их. Разыгрывание семейных ролей (особенно со сменой ролей) на
психотерапевтическом сеансе также облегчает диагностику коммуникативного стиля. В идеале каждый
член семьи учится смотреть на проблему глазами другого члена, видеть и чувствовать проблему из
позиции другого. Проигрывание уменьшает ряд психологических защит, например,
интеллектуализацию и дает возможность заменить однообразие интервью на активность и действие.
Социометрические приемы и техники. Сама рассадка членов семьи уже многое говорит об
альянсах, коалициях, лидерах и отверженных. Изменение рассадки меняет границы семьи. Попросив 2
членов семьи, которые не общаются друг с другом, сесть рядом или друг против друга, используя
приемы «семейная скульптура», «семейный танец», психотерапевт проясняет скрытые конфликты и
дает возможность отреагировать эмоции.
Преимущества социометрических техник и приемов заключаются в следующем.
1. Дают возможность уменьшить монотонность семейной дискуссии, наглядно изображая
семейные конфликты через «терапию действием».
2. Помещают прошлое, настоящее и будущее в ситуацию «здесь и теперь».
3. Усиливают и кристаллизуют ролевое поведение членов семьи.
4. Представляют собой своеобразную форму метакоммуникации. Пациенту легче бывает
показать суть конфликта, чем рассказать о нем. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и
символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в
их тончайших оттенках.
5. Дают возможность терапевту прямо вмешаться в семейную систему.
Определение границ. Все вербальные и невербальные признаки нарушения границ между
подсистемами, выявляемые на занятии, служат сигналом психотерапевту для проработки с семьей.
Родительская подсистема должна быть защищена от вмешательства детей, а также от других взрослых
внутри и вне семьи. Иной раз возникает ситуация, когда ребенок уверен, что он отвечает за действия
одного из родителей, и пытается контролировать его во всем. «Расчерчивание границ» может
|