Navigation bar
  Print document Start Previous page
 398 of 541 
Next page End  

которое может быть вербальным (расспрос больного, разнообразные уточняющие вопросы, которые
появляются по ходу беседы, по мере изложения пациентом своих жалоб) и невербальным (осмотр
больного). Впечатление, полученное при первом контакте, остается у врача в процессе последующего
общения, в определенном смысле определяя тот угол зрения, под которым он оценивает выявляемые
признаки заболевания. Фаза аргументации — наиболее активная фаза общения. Длительность ее может
быть различной, в зависимости от состояния больного, от его индивидуально-психологических
характеристик, нозологической принадлежности болезни.
Сбор информации обычно начинается с вербального общения, с расспроса пациента. В процессе
вербальной коммуникации врач постепенно сокращает физическую дистанцию: в какой-то момент
беседы он наклоняется ближе к больному или касается его руки, избегая резких движений и грубых
прикосновений. Давая пациенту возможность привыкнуть к сокращению межличностного
расстояния,
врач таким образом готовит его к физическому контакту (пальпация, перкуссия, аускультация).
Необходимо помнить, что в большинстве случаев больные эмоционально реагируют на первый
физический контакт с врачом. Известно, что когда врач первый раз измеряет артериальное давление
своему пациенту, то оно всегда выше, чем при последующих встречах. Повышение артериального
давления отражает психологическую реакцию больного на прикосновение, на первый физический
контакт.
Осмотр больного, связанный с физическим контактом, осуществляется легче, если он
естественно включен в процесс вербальной коммуникации. После осмотра врач задает в заключение
еще несколько вопросов, демонстрируя таким образом больному, что он не только исследует
соматические функции, но также придает большое значение и психологической, субъективной стороне
патологического процесса, учитывая личностные особенности своего пациента. Такой подход придает
профессиональному общению «врач-больной» индивидуальные черты, формируя доверительность во
взаимоотношениях между ними. В процессе расспроса и осмотра пациента врач, мысленно перебирая
все возможные гипотезы, которые были сформулированы в фазе ориентации, отбрасывает ложные,
останавливаясь на двух-трех наиболее вероятных в свете новой полученной информации гипотезах.
Таким образом возникает предварительный диагноз. Получение информации о больном предполагает
умение врача формулировать вопросы. Вопросы делят на закрытые и открытые. Закрытые вопросы
используют для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в двух словах,
подтверждение или отрицание. Например: «Сколько Вам лет?», «Можете ли Вы прийти в это же время
в понедельник?» и т. д. Открытые вопросы дают возможность углубленного, развернутого ответа, могут
включать не только описание, но и оценку симптома, его субъективное значение для пациента,
дополнительные подробности и детали: «Расскажите подробнее о боли», «в чем проявляются
затруднения Вашего дыхания?» Для того, чтобы предварительный диагноз, полученный при расспросе
и осмотре пациента в фазе аргументации, стал окончательным, обычно необходимо проведение
дополнительных лабораторных исследований. Задача врача — не только выписать соответствующие
направления, но и мотивировать больного к прохождению всех необходимых диагностических
процедур. Для этого, во-первых, необходимо убедить больного в том, что результаты исследований
необходимы для правильной постановки диагноза, назначения соответствующей терапии, быстрого
улучшения самочувствия, эффективного излечения. Во-вторых, если диагностическая процедура
неприятна и болезненна (фиброгастроскопия, бронхоскопия), следует в общих чертах рассказать
больному, в чем заключается исследование, предупредить о возможных неприятных
ощущениях, с
которыми тем не менее возможно и необходимо справиться.
Фаза корректировки. Встреча с больным должна иметь завершение не только в
профессиональном плане, но и в психологическом. Важно, какими словами врач заканчивает беседу.
Известный в психологии «эффект края» говорит о том, что лучше всего запоминаются начало и конец
встречи. В памяти больного должны сохраниться самые первые и последние слова врача, внушающие
надежду. Последняя фаза общения «врач-больной», завершающая встречу, несет в себе лишь
психологическую нагрузку. Задача этой фазы — оказать больному эмоциональную поддержку, внушить
надежду на быстрый и благополучный исход событий. В фазе корректировки, как и в контактной фазе,
невербальное поведение врача — его поза, жесты, взгляд, мимические реакции, интонации голоса —
имеют большое значение. Важно содержание заключительной фразы, например, «Сделаем все
возможное, чтобы Вам помочь», или «Теперь нас с Вами трое: Вы, я и Ваша болезнь. Если Вы будете на
моей стороне, то мы ее победим». У каждого врача со временем вырабатывается своя собственная
заключительная фраза, привычно завершающая встречи с больным. Она является частью
профессионального «имиджа», произносится спокойным и уверенным голосом, сопровождается
Hosted by uCoz