профессиональной мотивации психолог привлекает социальное и профессиональное его окружение;
осуществляет тренинг психологических навыков, необходимых в профессиональной деятельности и
межперсональном взаимодействии, используя богатый арсенал современных поведенческих и
коммуникативно-ориентированных приемов психологического воздействия.
В комплексе мотивов жизнедеятельности материальная заинтересованность используется для
развития системы мотивации, формирование целей, направленных не только на социальную адаптацию,
но и социальную успешность. Для реализации плана реабилитации клинический психолог привлекает
арсенал средств экзистенциальной психологии и психотерапии, позволяющих последовательно
учитывать важнейшие сферы человеческой уникальности; возможности самоактуализации, партнерства,
чувственных и близких отношений.
Важное значение имеет формирование (восстановление) эстетической мотивации
профессиональной деятельности. Во взаимодействии с пациентом психолог стимулирует проявления
его творчества и инициативы.
Еще одной стороной более полной социально-трудовой адаптации пациента является работа по
изменению общественного мнения о нем у здорового микросоциального окружения. Психологический
аспект этой проблемы предусматривает целенаправленную работу с окружением пациента по
изменению системы доминирующих житейских отношений и преодолению предрассудков в отношении
психических расстройств и психически больного человека. На конкретных примерах разъясняются
характер поведения и особенности личностного реагирования пациента, подчеркиваются возможные
ресурсы ближайшего окружения пациента в его социальной поддержке.
Таким образом, к практическим задачам деятельности клинического психолога в
реабилитационном центре или отделении относятся:
экспериментально-психологическое обследование пациентов в целях дифференциальной
диагностики, прогноза и разработки перспектив терапии и социально-трудовой реабилитации;
экспериментально-психологическое обследование с целью объективизации динамики
психологической составляющей состояния пациента для учета предпосылок эффективности социально-
трудовой реабилитации;
экспериментально-психологическое обследование с целью оценки степени и структуры
нарушений психического функционирования при проведении социально-трудовой реабилитации;
психологический анализ особенностей семейной жизни;
проведение психокоррекционных мероприятий для реализации лечебно-реабилитационных
режимов на различных этапах реабилитационного процесса, направленных на профилактику
психологических последствий перенесенного психического расстройства, преодоление изоляции,
явлений госпитализма, развитие навыков взаимодействия, целеполагания, формирования жизненной
перспективы;
психологическое воздействие с целью оптимизации семейно-супружеских отношений;
психологическая работа с микросоциальным окружением пациента на различных этапах
реабилитации;
формирование и актуализация социально-трудовых возможностей с их осознанием
пациентом, выбор направления социальной и профессиональной адаптации.
Организация психологической помощи в психиатрических учреждениях. Работа клинического
психолога в психиатрическом учреждении (подразделении) включает участие в бригаде, оказывающей
психиатрическую помощь. Для этого определяются его индивидуальные задачи в бригадном
взаимодействии (сессиях бригадного взаимодействия), а также психодиагностическая,
психокоррекционная индивидуальная, семейно-супружеская и групповая работа, мероприятия по
комплексному обеспечению лечебно-диагностического процесса. В графике работы клинического
психолога предусматривается его работа с микросоциальном окружением пациентов в условиях
пребывания в психиатрическом учреждении и вне его (в клубе бывших пациентов), а также
мероприятия по оптимизации всего процесса лечения.
Экспериментально-психологическое обследование, результаты наблюдения за пациентом
протоколируются, копии протоколов хранятся у клинического психолога, а подлинники приобщаются к
истории болезни.
На основании анализа полученных клиническим психологом данных экспериментально-
психологического обследования и наблюдений составляется заключение, в котором отражается
совокупность познавательных, мотивационных и поведенческих характеристик психической
деятельности пациента с обязательным описанием сохранных сторон психической деятельности,
|