а также родимое пятно на теле». Больной оценивает себя также достаточно высоко по шкале «счастье»,
сопровождая свою оценку следующим резонерским высказыванием: «Самые счастливые люди, которые
ясно разобрались в себе, ясно понимают себя и согласно познанию себя совершают поступки, то есть
действия этих людей не противоречат, действия их осознанны, то есть они познали себя, и это они
делают... Самые несчастливые люди люди, которые никогда не знают, что и делать, часто совершают
и действуют по указке других людей, то есть нерешительные, расплывчатые, раздвоенные,
расстроенные».
Больной некритичен к своим суждениям, действиям. Так, он «принципиально» не согласен с
замечаниями экспериментатора, спорит, стремясь доказать свою правоту.
Формально больному доступны сложные мыслительные операции, однако обнаруживаются
искажения операциональной стороны мышления, выражающиеся чаще всего в повышенной
актуализации маловероятных свойств предметов. Так, при выполнении задания «исключение
предметов» больной предлагает сразу несколько вариантов решения, не может выбрать из них наиболее
правильный. Например, предлагаются карточки с изображением пилы, топора, коловорота и шурупа.
Исключению в данном случае подлежит шуруп, так как все остальные предметы орудия труда.
Больной же исключает пилу, поскольку «остальные предметы, которыми может пользоваться только
один человек, а пилой обязательно два», или «потому что пила это режущий инструмент, а
остальные предметы входят в поверхность». Предлагает также исключить топор, так как «остальные
предметы, которыми совершают длительные, постепенные, непрерывные операции, а топором можно
совершить только одноразовое действие».
Обращают на себя внимание расплывчатость и разноплановость суждений, резонерство. Таким
образом, на первый план при исследовании выступают грубые нарушения критичности в сочетании с
выраженными нарушениями мышления (по типу соскальзывания, разноплановости суждений,
резонерства).
Больной выписан с диагнозом шизофрения (F20-F29).
Практикум по основам психосоматики
Методика «Тип поведенческой активности» ТПА
Тип поведенческой активности. Пособие для врачей. СПб, 1995.
Для использования методики в научных исследованиях или практической работе рекомендуется
иметь следующую информацию об испытуемом:
Ф. И. О. _________________________________________________________
Пол _________ Возраст (полных лет) ________________________________
Образование: начальное, неполное среднее, среднее, в том числе среднеспециальное,
незаконченное высшее, высшее.
Род занятий: рабочий (пром., с/х), инж./техн. раб., служащий, учащийся (студент), творч. раб.,
военнослужащий, пенсионер.
Работа требует: постоянного физического, интеллектуального, эмоционального напряжения,
общения с людьми, смешанный характер.
Социальное функционирование в условиях: действия экологически неблагоприятных факторов,
климато-географических, этно-культурных, социально-экономических, смешанных.
В случае анонимного тестирования, по желанию испытуемых, при массовых исследованиях
можно заменить Ф. И. О. специальным шифром. Данная информация может оказаться весьма
существенной при создании банка психологодиагностической информации, особенно при
использовании персональных ЭВМ в массовых исследованиях для выделения групп риска психической
дезадаптации, предболезненных расстройств со стороны психической сферы или начальных проявлений
нервно-психических, психосоматических расстройств или тенденции к саморазрушающему поведению.
Опросник ТПА
Инструкция. Вам будет предъявлен ряд вопросов или утверждений, касающихся особенностей
жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях,
внимательно прочитайте каждый вопрос (утверждение) и выберите в качестве ответа тот из вариантов,
|