потребности
характеристика
среды
взаимодействие
Овладение,
обладание
Избегание,
защита
Преодоление,
борьба
Высокая
И
с
> И
н
Удовольствие,
наслаждение
Восторг,
счастье,
радость
Бесстрашие,
смелость,
уверенность
Торжество,
чувство
преодоления,
превосходство,
воодушевление,
бодрость
Малая
И
с
= И
н
Комфорт
Спокойствие
Расслабление
Невозмутимость
Высокая
И
с
< И
н
Неудовольствие,
отвращение,
страдание, шок
(запредельное
торможение)
Беспокойство,
печаль, горе,
отчаяние,
депрессия
Настороженн
ость, тревога,
страх, паника,
оцепенение
Нетерпение,
негодование,
злость, гнев,
ярость,
бешенство,
исступление,
переходящее в
депрессию
Примечание. И
с
информация существующая; И
и
информация, необходимая для удовлетворения
потребности.
Данная классификация включает гораздо большее разнообразие эмоций, учитывает влияние
внутренних и внешних факторов на характер и силу эмоциональных переживаний. Главное достоинство
этой классификации заключается в том, что она позволяет прогнозировать характер и силу
эмоционального переживания, исходя из анализа исходных оснований (величины потребности,
информационной характеристики среды, характера взаимодействия с объектом).
Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо
признать, что ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.
Эмоциональные феномены. Эмоции представлены в психике человека в виде четырех основных
феноменов: эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства.
Эмоциональные реакции непосредственное переживание, протекание какой-либо эмоции. Они
базируются на первичных потребностях, как правило,
связаны с действующими обстоятельствами,
кратковременны и обратимы (например, испуг в ответ на резкий звук, радость при встрече).
Чувства
более стойкие психические образования, их можно определить как сложный вид
устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности. Чувства
формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей
длительностью. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они
относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на: интеллектуальные, эстетические,
нравственные.
Интеллектуальные чувства переживания, возникающие в процессе интеллектуальной
деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и
представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в
искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).
Нравственные чувства эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему
собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом
(например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).
Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они
согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый
конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-
психического тонуса.
Эмоциональные свойства наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие
индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К
ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная
лабильность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмоциональное
огрубление, алекситимия.
Эмоциональная лабильность изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым
|