Что Вы сделаете?
1. Я ничего не сделаю.
2. Опрошу членов группы, довольны ли они тем, как сегодня проходит занятие.
3. Уверю их в том, что в большинстве групп бывает такое занятие, как сегодняшнее.
4. Попробую подчеркнуть позитивные чувства в своих замечаниях и в замечаниях остальных.
5. Предложу провести время более конструктивно.
6. Определю их как группу раздраженных людей.
7. Спрошу, как они чувствуют себя в ходе занятия.
8. Расскажу, что я чувствую.
9. Расскажу о подобном опыте из своей жизни.
10. Спрошу, почему все они так раздражены.
11. Спрошу, что надо сегодня делать в группе.
12. Опишу раздражение и отрицательное настроение в группе.
13. Скажу, что создается впечатление, будто бы существует негласная договоренность в группе
ни с чем не соглашаться.
14. Опишу их раздражение как реакцию на теплое чувство взаимности на предыдущем занятии.
15. Поощрю их связать свое раздражение с тем, что происходит в их жизни вне группы.
16. Поощрю их связать свое поведение в данный момент с прошлым жизненным опытом (в
частности, с семейными отношениями).
17. Поощрю их обдумать эту ситуацию относительно поведения, которое они хотели бы
изменить.
18. Использую невербальный метод, чтобы глубже выявить чувства.
19. Использую проигрывание ролевой ситуации (психодраматический метод).
Ситуация 16: атмосфера внешнего согласия в группе
Восьмое занятие начинается в атмосфере полного согласия в группе. Все необыкновенно
вежливы. Беглые замечания, уклончивые объяснения. Поведение отдельных участников, которое в
нормальных условиях было бы недопустимым, сегодня группа терпит. Ясно, что группа как бы
защищает сама себя от любых проявлений агрессивности.
Что Вы сделаете?
1. Я ничего не сделаю.
2. Спрошу, все ли довольны сегодняшней деятельностью группы.
3. Присоединюсь к тому, о чем они говорят.
4. Попробую начать более серьезную дискуссию.
5. Предложу говорить о подлинных чувствах.
6. Начну критиковать группу за хождение вокруг да около.
7. Спрошу их, как они воспринимают происходящее.
8. Расскажу о своих чувствах.
9. Расскажу о подобном опыте из своей жизни.
10. Спрошу, почему все так необыкновенно вежливы.
11. Спрошу, что надо было бы сегодня делать в группе.
12. Опишу вежливую атмосферу в группе.
13. Скажу, что создается впечатление, будто в группе существует негласная договоренность быть
вежливыми и обходить все то, что могло бы помешать хорошему настроению.
14. Объясню, что эта атмосфера вежливости является реакцией на раздраженность во время
предыдущего занятия.
15. Поощрю их связать это с тем, что происходит в их жизни вне группы.
16. Начну разговор об их прошлом жизненном опыте (в частности, о семейных отношениях).
17. Поощрю их подумать в этой ситуации о поведении, которое они хотят изменить.
18. Использую невербальный метод, чтобы глубже выявить чувства.
19. Использую проигрывание ролевых ситуаций (психодраматический метод).
Ситуация 17: конфликт между группой и одним из участников
Один мужчина утверждает, что у него нет никаких проблем. В середине восьмого занятия группа
|