Рис. 9. Схема основных характеристик человека как личности.
Рассматривая основные свойства человека как субъекта деятельности, следует отметить, что
исходными характеристиками в этой сфере являются сознание (как отражение объективной
действительности) и деятельность (как преобразование действительности).
Анализ становления основных видов деятельности в онтогенезе показал, что первичной
деятельностью ребенка можно считать познание как процесс отражения человеком мира,
осуществляемого посредством сенсорно-перцептивных и вербально-логических систем.
Второй важнейшей формой деятельности является общение. Именно благодаря развитию
познания и общения, их взаимодействия, возникает такая синтетическая форма деятельности, как
игровая, которая является, таким образом, результатом развития более общих форм деятельности
познания
и общения. Развитие ребенка как субъекта общения и познания формирует готовность к
трудовой деятельности. Человек выступает как субъект трех основных видов деятельности: познания,
общения и труда.
В процессе изменения основных видов деятельности человека от самых элементарных общих
форм до сложных видов профессиональной деятельности формируются характер и способности, общая
одаренность и трудоспособность. Как субъект деятельности человек обладает определенным
потенциалом трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями,
активностью в форме ценностных ориентаций, мотивов, сформированным определенным жизненным и
профессиональным опытом. Трудоспособность человека есть явление историческое, непосредственно
связанное с развитием средств общественного производства. По мере развития трудовых функций
человека от энергетических к технологическим, от них к управляющим и контрольным, возникают
новые компоненты трудоспособности, изменяются
взаимосвязи между ними и преобразуется сама
структура трудоспособности. Производственная деятельность в современных условиях представляет
собой такое сочетание физического и умственного труда, при котором именно умственные, то есть
познавательные, функции управления и регулирования приобретают ведущее значение. Под
трудоспособностью в психологическом смысле можно понимать внутренние силы личности, важные
для определения возможностей дальнейшего развития трудовой деятельности человека, включая в ее
состав обучаемость и одаренность. В структуру свойств субъекта деятельности включаются также такие
свойства, как жизнеспособность, работоспособность и специальные способности, которые, также как и
трудоспособность, составляют резервы и ресурсы развития личности. Рассмотрим более подробно
наиболее важные составляющие субъектной, личностной структур человека, такие как возрастно-
половые, конституциональные, нейродинамические особенности, темперамент, характер, способности.
|