двух стадий: стадии полового созревания, или подросткового возраста (11-13-15 лет) и поздней юности
(16-21). Цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21-25 лет); средняя взрослость
(26-40 лет); поздняя взрослость (41-55 лет), предпенсионный возраст (56-65 лет). Цикл старения состоит
из 3 стадий: удаление от дел (66-70 лет), старость (71-90 лет); дряхлость после 90 лет. Необходимо
учитывать при этом, что скорость возрастного развития, созревания и старения характеризуется очень
большой индивидуальной вариативностью.
Охарактеризуем кратко основные показатели развития человека в наиболее сложные
критические периоды его онтогенеза. При описании этих критических точек онтогенеза попытаемся
выделить биологические, физиологические, психологические показатели развития.
1-я постнатальная стадия развития начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется
рядом качественных изменений: ребенок впервые соприкасается с условиями внешней среды,
атмосферными влияниями. Резко меняются условия поступления кислорода и питательных веществ,
начинается легочное дыхание; устанавливается постоянное кровообращение, начинается внешняя
секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и физико-химические особенности
крови; изменяется обмен энергии, повышается основной обмен; наступают сдвиги активности
внутриклеточных ферментов. Этот период является чрезвычайно важным для всего последующего
развития.
Возрастной кризис первого года жизни характеризуется следующими изменениями в развитии:
начинают образовываться швы между костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы;
начинается снижение константы скорости роста с 1,3 до 0,67; уровень основного обмена достигает
максимальных значений и после года начинает плавно снижаться до 13 лет, организм достигает
определенной физиологической зрелости, гормоны, ферменты и антитела в достаточной степени
продуцируются организмом; происходит реализация и закрепление позы стояния, овладение ходьбой,
что означает свободное овладение пространством. К этому периоду относится начало интенсивного
развития речи к году словарный запас ребенка составляет примерно 8 слов, происходит
формирование 2-й сигнальной системы; наступает сенсомоторная стадия развития интеллекта. В начале
2-го года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, становится способным действовать
не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под влиянием представлений, все
большую роль начинает играть память. Ребенок освобождается от скованности данной конкретной
ситуацией и становится субъектом. Значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях
индивидуальности, и как организм и как субъект ребенок приобретает относительную автономию от
взрослого.
В 3 года начинается кризис противопоставления, а затем подражания, становление самосознания,
возникновение «системы Я», резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Не случайно в
этот период большинство детей начинают посещать детские учреждения. Существенно важным
является развитие психомоторной сферы: становление бега и прыжка, увеличение скорости реакций.
В 7-летнем возрасте возникают центры окостенения в эпифизах пястных и основных фаланг,
начинается смена молочных зубов постоянными. Происходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе:
частота пульса снижается до 85-88 уд/мин. Острота зрения достигает взрослых норм, происходит
становление константы восприятия. Формируется физиологическая готовность к новому виду
деятельности учению. У ребенка появляется осознание своего социального «Я», появляется новый
уровень самосознания, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его
объективным общественным положением и его внутренней позицией, перестает удовлетворять прежний
образ жизни. Он хочет занять позицию школьника, стремится занять новое, более «взрослое»
положение в жизни. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превращает
ребенка из существа ситуативного в существо, обладающее внутренним единством и
организованностью. Формируется действительно дифференцированная самооценка. Ребенок способен
осознавать и самого себя, и то положение, которое он занимает в жизни.
11-13 лет
период полового созревания и так называемого подросткового кризиса, одного из
самых острых кризисов развития. В это время происходит слияние зон окостенения лобковой и
седалищной костей, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Константа скорости роста,
начиная с 12 лет увеличивается с 0,67 до 1,55 и сохраняется на этом уровне до 19-20 лет, то есть имеет
место ростовой скачок. Интенсивность основного обмена, начиная с 13 лет, увеличивается. Происходит
формирование вторичных половых признаков. Поле зрения достигает норм взрослого человека, память
также достигает уровня взрослого. Функция внимания характеризуется увеличением всех показателей
объема, переключения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и
|