собственной неполноценности. В себе видят множество
недостатков, особенно в области волевых
качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим «Я» («образ тела»). Замкнутость,
робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С
незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают
достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или
обвинения (тем более несправедливого).
Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность
(в виде опасений за будущее свое и своих близких), склонность к самоанализу. Черты характера обычно
обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя и, особенно, за других, бывает самой
трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и
случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется при
необходимости сделать самостоятельный выбор.
Гипертимный тип. Отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким
жизненным тонусом. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству.
Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Большая активность сочетается с
неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо
переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и
требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих
возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить
их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.
Циклоидный тип. Характерной особенностью является достаточно частая смена нерезко
выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает
работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает
компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания,
особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и
ненужности. Возможность провоцирования суицида. В гипертимной фазе циклоидные подростки не
отличаются от гипертимов. Длительность каждой фазы обычно не велика (1-2 нед). Между фазами
часто имеет место достаточно длительный период неакцентуированного, «гармоничного» поведения.
Лабильный тип. Главная черта этого типа крайняя изменчивость настроения, которое
меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От
настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность. У лабильных подростков
чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь,
внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе
окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату
или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить
свой характер.
Смешанные типы. Помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения
двух черт. Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных
акцентуаций.
Способности
Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились первые
попытки измерения способностей с помощью тестов. Одним из первых тестов способностей была шкала
измерения интеллекта Бине и Симона, созданная в 1905 г., которая измеряла 30 разнообразных
способностей от сенсомоторной координации до конструирования предложений и предназначалась для
детей от 2 до 12 лет. Таким образом, с самого начала предполагалось, что способности это сложное
многофакторное образование.
Способности это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие
легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. Во-первых, способности не
сводятся к тем знаниям, умениям, или навыкам, которые выработаны у человека. В них включаются те
показатели, которые являются условиями успешности деятельности. Во-вторых, о способностях
свидетельствует высокий темп усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для деятельности. В-
третьих, о способностях свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность,
новизна. В отношении состава и структуры способностей в психологии нет единой точки зрения. Так,
согласно концепции Шадрикова, способности можно определить как свойства функциональных систем,
|