Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 541 
Next page End  

Дружинину).
Коэффициенты корреляции между детьми и родителями снижаются от 0,30-0,40 для общей
способности до 0,10-0,20 для парциальных (сверху вниз). Показатели интеллекта характеризуются
высокой стабильностью в процессе онтогенеза. Так, Хансен провел измерение интеллекта у 613
мальчиков при обучении их в 3-м классе, и через 10 лет коэффициент корреляции между показателями
оказался очень высоким —
r > 0,73. В целом, отмечается прогрессивное улучшение показателей
логического мышления до 35-45 лет, понимания слов до 55-60 лет, арифметических способностей до 55-
60. Раньше
всего стабилизируются показатели невербального интеллекта — в 35-40 лет. После 60 лет
наблюдается снижение интеллектуальных характеристик. Динамика интеллекта зависит от характера
деятельности, степени активности и вовлеченности интеллекта в деятельность человека. Социальные
факторы, способствующие развитию интеллекта, зависят от возраста. Так, в дошкольном возрасте —
это уровень образования родителей, эмоциональное одобрение со стороны родителей, поощрение
инициативы и благоразумия, формирование еще не нужных в данном возрасте навыков и умений. В
школьном возрасте развитию интеллекта способствуют стремление к высоким достижениям,
соревновательность, любознательность.
Вторым фактором общих способностей является креативность,
творческие возможности,
понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Об этом
факторе подробно см. «Мышление». Здесь же рассмотрим соотношение креативности с интеллектом.
Установлению связей креативности и интеллекта посвящено немало работ, но они дают очень
противоречивые данные, по-видимому, эти соотношения характеризуются большим индивидуальным
своеобразием и может встречаться как минимум 4 разных сочетания. Своеобразие сочетания интеллекта
и креативности проявляется в успешности деятельности, поведении, личностных особенностях,
способах (формах) социальной адаптации (табл. 8). Диагностировать креативность довольно сложно,
так как творчество спонтанно и с помощью тестов мы можем выявить креативов, но не можем точно
определить некреативов.
Таблица 8. Соотношение интеллекта и креативности
Высокая креативность
Высокий интеллект
Низкая креативность
Высокий интеллект
Уверены в себе
Высокое стремление к школьным успехам
Имеют адекватную самооценку
Тяжело переживают неудачу
Хороший самоконтроль
Преобладает не надежда на успех, а страх перед
неудачей
Инициативны
Избегают риска
Успешны
Не любят публично высказывать свои мысли
Хорошо адаптированы
Сдержанны, скрытны
Страдают без внешней адекватной оценки своих
поступков
Высокая креативность
Низкий интеллект
Низкая креативность
Низкий интеллект
С трудом приспосабливаются к школьным
требованиям
Внешне хорошо адаптированы
Часто в изгоях
Держатся в середняках
Имеют увлечения вне школы
Довольны своим положением
Тревожны, страдают от неуверенности в себе,
комплекса неполноценности
Имеют адекватную самооценку
Учителя характеризуют их как тупых и
невнимательных, так как они не любят
рутинных заданий
Низкий уровень предметных способностей
компенсируется пассивностью в учебе и развитием
социального интеллекта и общительностью
Креативность не всегда поддается развитию, более того, замечено, что в процессе школьного
обучения, связанного с рутиной и решением стандартных алгоритмизированных задач, количество
высококреативных школьников уменьшается. Развитию креативности способствует внимание к
ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том числе несогласованных,
малый внешний
контроль поведения, поощрение нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи.
Hosted by uCoz