лучше результат. Если ученики хорошо умеют расслаблять тело, если у них яркие представления
свечи, пламени, горящей картинки, если они слышат звуки и запахи, то через несколько занятий они
хорошо овладевают этим методом. И им кажется, что у всех это легко получится. У кого же
визуализация не получается, тем кажется, что научиться забывать этим способом нельзя, а другие
ученики их просто дурят.
Варианты ответов учеников можно оценить коэффициентом забывания от 1 до 5:
1. Забыть не удалось - свечу и картинку представить не смог.
2. Свечу и картинку представил. Картинка загорелась, но, когда попытался ее вспомнить, она
появилась вновь и даже стала еще ярче. Увидел новые подробности.
3. Все хорошо представлял, но, когда попытался вспомнить, вместо этой картинки появилась
другая. И пока она стояла перед глазами, та, первая, не вспоминалась.
4. При попытке вспомнить картинка появилась вновь. Я ее сжигал несколько раз. В конце концов
перед глазами остался клочок. Половина картинки никак не хотела сгорать.
5. Все сгорело. При желании вспомнить ничего не появилось.
Если у вас результат такой, как в пункте 1, то вам необходимо поупражняться в визуализации.
Аутотренинг поможет вам в этом.
Если получилось так, как в случаях 2, 3, 4, 5, то для вас забывание этим способом будет
эффективным.
Интересный результат получается во втором случае: картинка появляется вновь и становится еще
ярче, обрастая при этом новыми подробностями. Здесь ученики натолкнулись на интересный и
необычный способ припоминания - сжечь и забыть, чтобы лучше вспомнить. Этот прием некоторым
людям можно использовать для сверхвоспоминания.
Как иллюстрацию к третьему случаю можно привести рассказ нашей ученицы Тани:
- Я сидела за столом, работа не шла, постоянно лезла в голову недавняя ссора со своим парнем.
Тогда я попробовала забыть все из-за чего мучаюсь полдня. Я представила между собой и ссорой
стекло, замазанное краской и на какое-то время успокоилась. Но краска начала сползать со стекла.
Чем сильнее я закрашивала, тем быстрее появлялась неприятная сцена над краской.
Таня не стала упорствовать и поменяла тактику. Рядом на стуле лежал детектив - и она "засунула"
свою ссору между страницами книги. На этот раз получилось: перед глазами стояла книга, сюжеты
автора, а самый главный и самый неприятный поворот Таниного романа потонул в толще страниц.
Она успокоилась. Где-то на окраине сознания еще звучали отголоски ссоры, но с каждой секундой
они затихали, и для этого уже не требовалось никаких усилий.
В этом примере явно видна замещающая роль книги. Даже если сама ситуация не исчезает, то
эмоционально она уже не переживается, и новый образ будет стоять до тех пор, пока актуальны
переживания.
В четвертом случае забывается еще лучше, хотя половина картинки после сжигания
возвращается. Но, хотя какая-то информация и восстает вновь из пепла, все-таки другая половина
забывается "чисто", без замещения. Это успех. Интересным оказался анализ содержания второй
половинки. В самом деле, почему эта, а не другая половинка картинки возвращается из подсознания?
Психоанализ показал, что во многих случаях содержание несгоревшей части картинки было связано с
вытесненными негативными переживаниями. Пример нашего ученика:
- У меня никак не хотела исчезать часть картинки, на которой была нарисована яхта. Сжигал ее
раз за разом, но она возвращалась. При ассоциативном тренинге я вспомнил ситуацию,
произошедшую со мной много лет назад. Я плавал на яхте, она перевернулась и накрыла меня
парусом. Я стал задыхаться, так как не мог нырнуть вниз - мешал спасательный жилет, и не мог
подняться вверх - мешал парус. Меня чудом тогда спасли.
Случайная картинка вызвала неслучайные ассоциации из жизни, и, видимо, поэтому не смогла
сгореть. Как видим, этот способ забывания может использоваться и при проведении психоанализа.
В пятом случае идеальная ситуация. Тем, у кого сгорает все и затем не появляется, можно
позавидовать. Они уж смогут забыть и что захотят, и когда захотят.
Многочисленные примеры показывают, что школьники 10-17 лет не только успешно обучаются
забыванию, но и придумывают свои способы. Причем взрослые могут позавидовать тому, как легко
получается это у детей - как в сказке: "По щучьему велению, по моему хотению". Вот пример Алисы:
- Однажды я вспомнила ссору родителей трехлетней давности, и слезы навернулись на глаза.
Чтобы забыть это, она представила, что держит в руках дощечку с песком. На песке пальцем
нарисовала эту ситуацию. После чего потрясла дощечку, песок перемешался - и рисунок исчез, ссора
забылась, слезы высохли.
Эти и другие примеры избирательного забывания говорят о том, что природа дала нам приемы
избавления от нежелательных переживаний, и весь секрет только в том, как ими осознанно овладеть.
Психологи уже давно пришли к выводу, что дурные вести забываются не с течением времени и не
просто так, а после невидимых усилий, которые проделывает душа. Как тренировать эти способности
- ответ в этой книге. Наши упражнения к этому методу опираются на опыты с гипнозом, на
эксперименты с талантливыми учениками и многочисленные опросы детей.
|