Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 537 
Next page End  

- Как вы себя чувствуете после того, как быстро съедите большой объем пищи?
Искусственное опорожнение желудка:
- Пытаетесь ли вы осознанно вызвать рвоту после еды?
- Если да, то как вы это делаете?
Другие методы, используемые для контролирования веса:
- Принимаете ли вы слабительное, таблетки для похудания или нечто подобное для
контролирования веса?
- Как часто вы их принимаете (название)?
Упражнения и типы активности:
- Какие упражнения вы делаете?
- Связаны ли каким-либо образом ваши упражнения с питанием?
Физический статус:
- Каково состояние ваших зубов? (опорожнение желудка путем рвоты может сопровождаться
разрушением зубов, т. к. желудочная кислота разрушает защищающую зубы эмаль).
- Расскажите о менструальном цикле (для девушек).
(Источник: адаптировано из Sattter, 1998)
Обследование поведения
Описанное выше клиническое интервью эффективно при получении информации от родителей и
детей школьного возраста. Оно дает начальное представление о мыслях, чувствах и поведении ребенка
и членов семьи, а также о факторах, вносящих вклад в проблемы ребенка. Однако иногда возникает
необходимость получить сведения о поведении ребенка в повседневной жизни в школе и дома из
первых рук, или попросить кого-нибудь, кто регулярно видит ребенка, оценить его поведение.
Обследование поведения это стратегия для оценки мыслей, чувств и действий ребенка в
определенном окружении, на которой основываются гипотезы о природе проблемы и ее возможном
решении (Bellack & Hersen, 1998; Mash & Terdal, 1997a). В общих словах, обследование поведения
основано на прямом наблюдении за поведением ребенка, а не на предположениях о его мыслях,
чувствах и поведении, полученных из описаний чернильных пятен или нарисованных им картинок.
При помощи этого обследования клиницист или другой человек, регулярно наблюдающий за
ребенком, определяет поведение-мишень, т. е. первичную, требующую внимания проблему с целью
последующего определения специфических факторов, которые могут контролировать или влиять на
поведение ребенка. Иногда это простая задача, например, если каждый понедельник ребенок жалуется
на боль в животе, и в результате его оставляют дома. В других случаях ребенок имеет многочисленные
проблемы в школе и дома. Например, отказ Фелиции посещать школу оказался частью большого
количества трудностей, которые включали социальную самоизоляцию, депрессию и тревожность,
связанную с боязнью разлуки.
Даже кажущаяся простой задача — определить, что же беспокоит ребенка, — иной раз
перерастает в проблему. Помните, что обычно взрослые решают, есть ли у ребенка проблемы и надо ли
его вести к специалисту. Взрослые часто не соглашаются с причиной проблемы, особенно если они
наблюдают ребенка в различных условиях (Achenbach, McConaughy & Howell, 1987). Кроме того,
предъявленная проблема может существенно отличаться от того, что в конце концов будет определено
как цель вмешательства.
Простая и широко используемая форма изложения результатов обследования поведения
называется «ABC обследование» или «азбука обследования» (от первых букв трех основных ее
составляющих):
А = события, непосредственно предшествующие появлению нарушенного поведения
В = проявления нарушенного поведения
С = последствия нарушенного поведения.
В случае Фелиции мы наблюдали следующую цепочку: (А) как только мать Фелиции предлагает
ей пойти в школу, (В) Фелиция жалуется на боли в животе и отказывается идти в школу, (С) и мать
позволяет девочке остаться дома. Эта цепочка позволяет предположить, что Фелиция получает
вознаграждение за физические жалобы и отказ идти в школу — так как ей не приходится идти в школу.
К тому же, поскольку нет никаких положительных последствий посещения школы и нет никаких
отрицательных последствий пребывания дома, Фелиция может действовать подобным образом каждый
будний день. «Азбука» оценки может быть использована для организации информации в той форме, как
Hosted by uCoz