обращением и безразличием со стороны родителей, и многие другие нарушения. Кроме того, теперь нам
больше известно о том, чем психологические расстройства у детей и подростков отличаются от
расстройств у взрослых, и о том, насколько важно подходить к ним с точки зрения процессов развития.
За относительно короткое время детская патопсихология вышла далеко за рамки исследований
отдельных детей и семей, рассматривая социальные и культурные влияния в комплексном,
учитывающем развитие, ключе. Те из психологов, кто работает в этой сфере, теперь больше знают о
многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются дети с психическими расстройствами и их
семьи, а также о требованиях, которые они вправе предъявить к организациям, связанным с
психическим здоровьем, к образовательным учреждениям, медицине и правосудию, занимающимся
делами несовершеннолетних.
Внимание к ребенку, а не только к расстройствам
Мы полагаем, что один из лучших способов познакомить учащихся с конкретной детской или
юношеской проблемой описать реального ребенка. Клинические описания, поданные в доступной,
занимательной форме, помогают учащимся понять проблему ребенка в контексте теоретического
материала и обеспечивают основу для всестороннего изучения характера расстройства. Мы описываем
в каждой главе случаи детских расстройств, взятые из наших клинических архивов и архивов наших
коллег. Затем мы ссылаемся на эти случаи, когда описываем течение расстройства, что дает учащемуся
полное представление о ребенке в контексте его семьи, сверстников и социума.
В дополнение к клиническому материалу по отдельным случаям мы используем во всех главах
выдержки, цитаты и фотографии, с тем чтобы учащиеся лучше представляли себе реальные трудности,
стоящие перед детьми с психологическими расстройствами и их семьями. Рассказы очевидцев и
описания конкретных ситуаций позволят читателю глубже понять повседневную жизнь таких детей и
дадут более реалистичное изображение их достоинств и недостатков.
Всесторонний и комплексный подход
Чтобы отразить расширение рамок данной области, причины и последствия различных детских
расстройств объясняются с комплексных позиций, которые учитывают биологические,
психологические, социальные влияния и их взаимозависимость. Эта стратегия была дополнена
рассмотрением процессов развития, которые определяют проявление каждого расстройства. Изучение
расширенных семейных, культурных и социальных условий, влияющих на развитие, также важно для
понимания детских расстройств и является ключевой особенностью этого текста.
При описании расстройств мы используем как категориальный, так и параметрический подходы,
ибо каждый метод обеспечивает уникальные и важные определения и точки зрения. Каждая тема
описывается с использованием критериев Диагностического и статистического руководства по
психическим расстройствам (DSM-IV), сопровождаемых клиническими описаниями, примерами и
полученными эмпирическим путем параметрами. Клинические особенности каждого расстройства
описаны в форме, которая позволяет учащимся получить четкое представление о базовых параметрах и
проявлениях расстройства на протяжении всей человеческой жизни. Поскольку дети, которым
оказывается психологическая помощь, часто демонстрируют симптомы, накладывающиеся друг на
друга и попадающие более чем в одну диагностическую категорию, в каждой главе обсуждаются
сопутствующие патологические процессы и нормы развития, которые помогают принимать
диагностические решения.
Пути развития и последствия расстройств в зрелости
Чтобы материал был более целостным, мы рассматриваем каждое расстройство очень подробно.
Поэтому диагностические критерии сопровождаются
дополнительными сведениями о возможностях
индивида и условиях среды, влияющих на ход развития. Кроме того, развитие каждого расстройства
прослеживается через юность в период зрелости, при этом возникают вопросы, относящиеся как к
молодым, так и к пожилым людям, а также выявляются риск и защитные факторы, влияющие на путь
развития расстройства в разные возрастные периоды. С возрастной точки зрения, мы изучаем
непрерывность и дискретность развития и пытаемся понять, почему некоторые дети продолжают
испытывать трудности, взрослея, тогда как другие преодолевают их.
|