взаимодействие продолжается, давая специалисту возможность непосредственно наблюдать
социальные навыки Фелиции в ситуации, которая может произойти в повседневной жизни (Kolko,
1987).
Однако следует помнить, что прямые наблюдения не столь просты. Врач должен принимать во
внимание информатора, ребенка, природу проблемы, семейный контекст и понимать, что любой из этих
моментов может исказить результаты. За исключением этих ограничений, прямые наблюдения
являются значимым и полезным шагом в процессе принятия решений, и это справедливо для
большинства семей, которые добровольно ищут помощи и понимают, что может потребоваться для
тщательного обследования и плана терапии.
Психологическое тестирование
Тест это задание или набор заданий, которые выполняются в стандартных условиях с целью
обследования некоторых аспектов знаний ребенка, его навыков, личностных качеств. Большинство
тестов стандартизовано по четко определенной эталонной группе, например, детей одного возраста,
пола или социально-экономического положения; такая группа называется нормативной группой.
Показатели конкретного ребенка сравниваются с показателями соответствующей группы, и
определяется отклонение от нормы. Широкая распространенность и наглядность использования тестов
в нашей культуре породила ошибочное мнение, что тестирование и психологическое обследование
это одно и то же. Хотя тесты и играют важную роль в обследовании детей, но они представляют собой
лишь часть общего процесса принятия решений.
Для обследования расстройств развития, обучения и поведения клиницисты обычно используют
шкалы развития, тест интеллекта и образования, проективные тесты, личностные тесты,
нейропсихологические тесты (Halperin & МсКау, 1998; Sattler, 1998). При работе с детьми в качестве
методов диагностики чаще всего используются тесты, и особенно тесты на умственное развитие
(Mooney & Harrison, 1987).
В этом разделе мы познакомим вас с некоторыми наиболее распространенными тестами для
обследования детей. Помните, что тестовые показатели всегда должны интерпретироваться в контексте
другой диагностической информации. Часто наблюдения за поведением детей в тестовой ситуации
может рассказать столь же много о ребенке, сколько и его показатели.
Тесты развития используются для обследования младенцев и маленьких детей в целях отбора,
определения диагноза и анализа раннего развития. Отбор это идентификация детей с фактором
риска, которые затем подвергаются более тщательному обследованию. Новые законы направляют
общественное внимание и деятельность на важность ранней диагностики в разработке эффективных
стратегий для раннего вмешательства и профилактики (Osofsky, 1998). Поскольку тесты отбора
коротки, в дальнейшем необходимо более тщательное обследование развития маленьких детей.
Тестирование интеллекта и способности к обучению. Диагностика интеллектуального
развития ребенка и его способности к обучению является ключевым аспектом клинического
обследования для широкого спектра детских расстройств (Sattler, 2001). Для некоторых детей
ухудшение мышления и способности к обучению может явиться результатом их поведенческих и
эмоциональных проблем. Например, снижение оценок Фелиции с четверок до троек и двоек произошло,
похоже, в результате ее отказа посещать школу и депрессии. Для других детей, особенно страдающих
умственной отсталостью или нарушениями речи, проблемы мышления и обучения могут быть частью
самого расстройства.
В других случаях природа соотношений между детскими расстройствами и нарушениями
мышления и обучения менее ясна. Например, дети с гиперкинетическим расстройством и синдромом
дефицита внимания (ADHD) имеют пониженный коэффициент в стандартных тестах интеллекта и
более низкую успеваемость в школе по сравнению с остальными детьми. Связана ли низкая
производительность с невнимательностью в ситуации тестирования и в классе, или она связана с
другим фундаментальным недостатком в способе обработки информации (Glutting, Youngstorm, Ward,
Ward & Hale, 1997)? Вот некоторые вопросы, на которые поможет ответить диагностика интеллекта и
способности к обучению.
Как бы вы определили понятие интеллект? Большинство представляют себе интеллект как
способность к решению проблем, вербальные способности и социальный интеллект. Дэвид Векслер, чей
тест наиболее часто используется для диагностики интеллекта у детей, определил интеллект как
|