безнадежности. Например, Дэвид говорит: «У меня нет друзей, потому что я не умею нормально играть.
Когда они называют меня глупым уродцем или Дэвидом-дураком, я плачу, я просто ничего не могу
изменить» (D. M. Ross & Ross 1982). Такие высказывания оставляют мало сомнений в том, что ГРДВ
может жестоко поломать всю жизнь ребенка, поглощает колоссальное количество энергии, вызывает
эмоциональную боль, снижает самооценку и серьезно ухудшает взаимоотношения с окружающими
людьми (Treuting & Hinshaw, 2001).
История изучения расстройства
За последние 100 лет было предложено множество биологических и социально-психологических
теорий, объясняющих проблемное поведение при ГРДВ. Чтобы лучше понять современные взгляды,
будет полезно проследить изменения в нашем понимании ГРДВ, произошедшие за истекшее столетие.
В течение всего этого времени система обязательного образования с ее требованиями к самоконтролю
поведения во время групповых занятий заостряла внимание на детях с ГРДВ (Hinshaw, 1994a).
Симптомы гиперактивности были впервые описаны как расстройство в 1902 году английским врачом
Джоржем Стиллом (Still спокойный (англ.) какое совпадение!), полагавшим, что появление
симптомов вызвано слабым «тормозящим волеустремлением» («inhibitory volition») и «недостаточным
моральным контролем» («defective moral control»).
Крупным планом
Лекция Д. Стилла
Симптомы гиперактивности и дефицита внимания были впервые описаны английским врачом
Джорджем Стиллом.
The Goulstonian Lectures on Some Abnormal Psychical Conditions in Children.
Delivered before the Royal Collage of Physicians of London on March 4th, 6th, and 11th, 1902,
Вy
George F. Still, M.A, M.D. Cantab., F.R.C.P. Lond., assistant physician for diseases of children,
King's College Hospital; assistant physician to The Hospital for Sick Children, Great Ormond-Street.
Лекция II (6 марта 1902 года)
Господин президент, джентльмены. В своей первой лекции я обратил ваше внимание на
некоторые аспекты психологии и развития морального контроля у нормальных детей и затем
рассмотрел случаи недостаточного морального контроля в связи с общим нарушением интеллекта;
прежде чем двинуться дальше, нам следует коротко вспомнить те проблемы, которые мы уже
обсуждали. Моральный контроль, как мы видели, зависит от трех психологических факторов:
когнитивной связи с действительностью, моральной сознательности и волевого устремления, которое в
нашем контексте можно назвать тормозящим волеустремлением. Моральный контроль, таким образом,
не является врожденным, а постепенно развивается при наличии нормальных психических
характеристик по мере взросления ребенка. Однако дети одного возраста, находящиеся в одинаковых
внешних условиях, демонстрируют различный уровень морального контроля. Это доказывает то, что
разные люди обладают различными врожденными способностями развития морального контроля.
(Lancet, 19 апреля, 1902 год).
---
Другой взгляд на ГРДВ сформировался после эпидемии энцефалита (мозговой инфекции) в 1917-
1918 годах в США, вследствие которой у многих выживших детей появились разнообразные проблемы
с поведением (включая раздражительность, нарушение внимания, ослабленный контроль моторики и
гиперактивность). Эти и другие дети, которые перенесли мозговые инфекции, родовую травму, травму
головного мозга или отравление токсинами, и у которых наблюдались проблемы с поведением, были
объединены термином «дети с синдромом повреждения мозга» (brain injured child syndrome), который
связывали с задержкой умственного развития. Данный термин применяли и к детям со сходным
поведением, но без признаков повреждения мозга или задержки умственного развития, что привело к
использованию в сороковых и пятидесятых годах терминов «минимальное повреждение мозга» и
«минимальная мозговая дисфункция» (ММД) (J.
W. Kessler, 1980; A.A. Strauss & Lehtinen, 1947). Эти
термины предоставляли удобный способ объяснения проблем поведения физическими причинами
(Schachar, 1986). Но хотя отдельные виды травм головы могут вызывать ГРДВ, теория повреждения
мозга была окончательно отвергнута, поскольку она могла объяснить лишь незначительный процент
|