Симптомы импульсивности могут принимать разнообразные формы (Milich & Kramer, 1984):
-
Когнитивная импульсивность
симптомы, отражающие дезорганизованность, поспешное
мышление и предполагающие необходимость присмотра. Помните Джона, не взявшего в школу
выполненное домашнее задание?
-
Поведенческая импульсивность симптомы, включающие выкрики в классе или действия без
учета последствий. Дети с поведенческой импульсивностью с трудом могут подавить свои реакции,
когда ситуация просто взывает к ним сделать это. Например, девочка трогает электроплиту, чтобы
убедиться, что она горячая, хотя она достаточно большая, чтобы понимать, что лучше этого не делать.
Когнитивная и поведенческая импульсивность предвосхищают появление проблем со школьной
успеваемостью. Однако лишь поведенческая импульсивность предшествует асоциальному поведению
(J. L. White et al., 1994a) и поэтому может быть специфическим признаком повышенного риска,
связанного с оппозиционным поведением и другими поведенческими проблемами (Hinsaw, 1994).
Недавно были разработаны методы, позволяющие точно оценивать когнитивные процессы,
лежащие в основе ГРДВ. Например, Стоп-задание, описанное во врезке 5.2, использовалось для оценки
импульсивности детей. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы внести ясность являются ли
ошибки, допущенные при выполнении этого задания, характерными только для ГРДВ (Tannock, 1998).
Врезка 5.2
Стоп-задание
Стоп-задание это лабораторный метод, моделирующий элементы деятельности из реальной
жизни и требующий быстрого принятия правильных решений в отношении выполнения или
торможения определенных действий. Стоп-задание состоит из двух компонентов: старт-реакции и стоп-
реакции.
Старт-испытание. Испытуемого просят сосредоточить внимание на буквенном стимуле,
который генерируется компьютером. Каждая буква продублирована клавишей на манипуляторе,
который держит испытуемый. Когда на экране появляются «О» или «X», он должен нажать
соответствующую клавишу на манипуляторе.
Стоп-испытание. Во время появления букв несколько раз будет раздаваться звук, называемый
«стоп-сигналом». Испытуемый получает инструкцию не нажимать на клавиши, когда раздается этот
звук.
Стоп-сигналы присутствуют в четверти всех испытаний. По сравнению с другими детьми, детям
с ГРДВ трудно сдерживать рефлекс во время стоп-испытания. Таким образом, это задание позволяет
нам точно измерить время, необходимое ребенку для подавления своих реакций.
(Источник: Schachar et al., 1993.)
---
Обобщая изложенное, можно сказать, что три главных признака ГРДВ невнимательность,
гиперактивность и импульсивность являются сложными характеристиками. В данный момент
считается, что гиперактивность-импульсивность неотъемлемый признак ГРДВ. В
противоположность невнимательности, он позволяет отличить детей с ГРДВ от детей с другими
расстройствами и от нормальных детей (Halperin, Matier, Bedi, Sharma & Newcorn, 1992; M. A. Roberts,
1990). Таким образом, гиперактивность является специфичным маркером (характерным признаком)
ГРДВ, а невнимательность нет. Дети с ГРДВ обнаруживают уникальное сочетание симптомов, но не
обязательно отличаются от других детей по всем типам и интенсивности проявления признаков
невнимательности, гиперактивности и импульсивности (Barkley, 1996).
Дополнительные критерии
Не каждый ребенок, у которого проявляется невнимательное, гиперактивное или импульсивное
поведение, страдает ГРДВ. Многие дети говорят не то, что хотели сказать, перескакивают от одного
дела к другому, допускают ошибки по невнимательности или время от времени становятся
забывчивыми и дезорганизованными. Это не означает, что у них всю жизнь будут проблемы. Чтобы
диагностировать ГРДВ, мы должны задать следующие дополнительные вопросы:
- Возникло ли такое поведение до 7 лет?
- Наблюдалось ли оно более часто и с большей выраженностью, чем у других детей того же пола
|