Помимо этого некоторые симптомы, необходимые для постановки диагноза, нельзя связать с возрастом
или уровнем взросления, хотя многие из них со временем значительно ослабевают.
-
Категоричный взгляд на ГРДВ. Согласно Руководству DSM, ГРДВ это расстройство,
которое либо есть у ребенка, либо его нет. Однако необходимые для постановки диагноза симптомы и
тяжесть их проявления параметры количественные, и дети, обнаруживающие недостаточные
симптомы, не сильно отличаются от тех, кому ставится диагноз ГРДВ. На самом деле, с течением
времени многие дети могут перемещаться как в категорию, определенную DSM, так и выходить из нее
(вследствие изменений в их поведении). Несмотря на это говорить о категориях все же удобно, даже
когда заболевание имеет непостоянную природу. Например, нет предельной верхней границы для
артериального давления, но большинство из нас согласятся с тем, что у людей с высоким артериальным
давлением риск серьезных негативных последствий выше, чем у других.
-
Возникновение симптомов до 7 лет не обязательно. В ряде исследований было выявлено, что
между детьми, у которых ГРДВ возникает до и после 7 лет, мало различий (Barkley & Biederman, 1997),
и примерно у половины преимущественно невнимательных детей до 7 лет не было проявлений
расстройства (Applegate et al., 1997). Другие исследования показали, что клинический исход у детей со
смешанным подтипом ГРДВ хуже, чем у детей с преимущественно невнимательным подтипом. Эти
данные свидетельствуют о допустимости применения диагностического критерия DSM «возникновение
симптомов в возрасте до 7 лет» по отношению к смешанному, но не по отношению к невнимательному
подтипу ГРДВ (Willoughby, Curran, Costello & Angold, 2000).
-
Срок продолжительности проявления симптомов в течение 6 месяцев может быть
недостаточным для младших детей. У многих дошкольников симптомы наблюдаются в течение 6
месяцев, а затем исчезают.
Эти ограничения указывают на тот факт, что критерии DSM разработаны для конкретной цели
для
классификации и диагностики. Они позволяют нам сформировать наши представления о ГРДВ,
но и сами формируются результатами новых исследований, а иногда и выходят за их рамки.
Итоги раздела
- Руководство DSM-IV-TR использует для выявления ГРДВ два списка симптомов. Первый
включает в себя симптомы невнимательности, плохой концентрации и дезорганизации. Второй
содержит симптомы гиперактивности и поведенческой импульсивности.
- Детям, страдающим невнимательностью, трудно поддерживать постоянное умственное
напряжение во время работы или игры. Основным недостатком внимания у детей с ГРДВ является
дефицит непрерывного внимания или бдительности.
- Дети с ГРДВ крайне активны, но в отличие от других детей с высоким уровнем энергии, не
стремятся к доведению своих действий до конца.
- Дети с ГРДВ импульсивны, это означает, что они не способны сдержать свои спонтанные
реакции или подумать, прежде чем сделать.
- Для постановки диагноза ГРДВ необходимо возникновение симптомов до 7 лет, более частое,
тяжелое и устойчивое их проявление, чем у других детей того же возраста и пола, наблюдение
симптомов в различных ситуациях, затруднения в деятельности.
-
DSM выделяет три подтипа ГРДВ, основанных на преобладании симптомов невнимательности,
гиперактивности-импульсивности или комбинации обеих групп.
- Несмотря на удобство, у DSM есть несколько ограничений, в основном онтогенетическая
индифферентность.
Ассоциированные характеристики
Помимо основных нарушений у детей с ГРДВ часто возникают другие проблемы. Например,
Лиза не успевала в учебе, а Марк ввязывался в драки. В следующих разделах мы рассмотрим
характеристики и проблемы, обычно связанные с ГРДВ, включая дефицит когнитивных навыков,
речевые расстройства, сложности межличностных взаимоотношений, ситуативные и целевые факторы.
Дефицит когнитивных навыков
|