Несмотря на многие методологические различия и ограниченность всех этих данных, можно
сделать вывод о том, что стимуляторы в данный момент используются неадекватно, слишком редко
в одних случаях и слишком часто в других. Нам необходимо лучше понимать причины, по которым
ставится диагноз ГРДВ и принимается решение об использовании стимуляторов, чтобы в дальнейшем
исключить их применение не по назначению. Этого можно достичь путем улучшения медицинского
образования и подготовки профессиональных специалистов (P. S. Jensen, 2000).
После всех этих долгих споров мы так и не пришли к окончательному выводу. Конечно,
стимуляторы следует назначать, но при этом проводить тщательное наблюдение. Необходимо
постоянно поддерживать связь с родителями и со школьным персоналом. Однако далеко не всегда это
удается осуществить» (Ken and Andrea McClusky, 2000, с. 11).
Несмотря на ограниченное воздействие, стимуляторы остаются наиболее эффективным
средством лечения, купирующим симптомы ГРДВ. Поскольку стимуляторы не могут применяться
постоянно в течение всего дня, а также не позволяют разрешить сопутствующие проблемы, необходимы
также другие ранние вмешательства, такие как тренинг родительской компетентности и педагогическая
коррекция.
Тренинг родительской компетентности (ТРК)
Быть родителем ребенка, который гиперактивен, неорганизован, раздражителен, не слушает вас
или не следует указаниям, тяжело и утомительно. Обычные воспитательные приемы (убеждение,
угрозы и порицания) часто не действуют. Таким образом, родители могут чувствовать себя
бессильными и не знать, что им делать. Теряя над собою контроль, они могут кричать на ребенка,
осмеивать или бить его, хотя и понимают, что такие действия ни к чему хорошему не приведут.
Неразрешенные проблемы усугубляются, усиливая свое негативное воздействие на всех членов семьи.
Тренинг родительской компетентности (ТРК) позволяет родителям приобрести следующие
необходимые им навыки:
- Преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка.
- Адаптация к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с ГРДВ.
- Контроль над ситуацией, исключающий экспансию существующих проблем.
- Защита других членов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.
Родителям в первую очередь рассказывают о специфике ГРДВ, чтобы они понимали
биологическую основу этого расстройства. Это помогает убедить родителей в том, что они не являются
виновниками возникших проблем. Кроме этого, родителей знакомят с общими принципами воспитания
ребенка с ГРДВ, учат их постоянно использовать свое влияние на ребенка, планировать и добиваться
последовательности в своих действиях, не персонализировать проблемы ребенка и уметь прощать его
(Barkley, 1995).
Затем родителей обучают техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Они узнают, как
идентифицировать те формы поведения, которые они хотят поощрить или предотвратить, как
использовать поощрения и наказания для достижения определенных целей, как установить дома
жетонную систему. Их учат умению замечать то, что ребенок делает хорошо, и умению хвалить ребенка
за его достоинства и достигнутые успехи. Кроме этого, родители обучаются использовать систему
штрафов (пенальти) за деструктивное поведение (таких как потеря привилегий или тайм-аут) и
справляться с непослушанием в общественных местах. Родители также могут научиться использовать
программы поощрения, основанные на системе школадом, при которых учителя оценивают их детей
в карте ежедневной записи. Эти карты служат для того, чтобы дома родители использовали поощрения
или наказания (обычно жетоны), учитывающие поведение ребенка в классе. И, наконец, родители
учатся, как справляться с плохим поведением в дальнейшем, и посещают группы поддержки (Barkley,
1998a).
Родителям рассказывают о том, как ежедневно заниматься с ребенком так, чтобы эти занятия
приносили совместное удовольствие. Они учатся так организовывать его деятельность, чтобы успех
ребенка был максимален, а неудачи минимальны. Например, если ребенку сложно выполнить
задание, необходимо разбить его на несколько меньших частей и радоваться завершению каждой части.
Родителей обучают также снижать собственную раздражительность путем релаксации, медитации или
физических упражнений. Пониженная раздражительность и агрессия позволяют родителям реагировать
на поведение ребенка более спокойно.
Многие исследования подтверждают эффективность ТРК, который позволяет справляться с
|