Таблица 6.4. Формы мышления и поведения агрессивных детей в социальных ситуациях
Шаг 1: Кодирование поиск и сосредоточение внимания на постоянном стимуле.
Агрессивные дети используют меньше информации, для того чтобы принять решение. Когда они
делают вывод и разрешают межличностную ситуацию, им требуется меньше информации о событии,
прежде чем начать действовать (Slaby & Guerra, 1988)
Шаг 2: Интерпретация
извлечение смысла из информации, привлекшей внимание
Агрессивные дети приписывают враждебные намерения двусмысленным событиям Шаг 3: Поиск
реакции зарождение альтернативы реакции
Агрессивные дети формируют меньше реакций и они более агрессивны, эти реакции включают
меньше знания о разрешении социальных проблем
Шаг 4: Реакция решения выбор специфической реакции
Агрессивные дети чаще выбирают агрессивные решения
Шаг 5: Исполнение - осуществление самой подходящей реакции
Агрессивные дети пользуются более слабой вербальной коммуникацией и нападают физически.
Семейные факторы
Я убежден, что причина роста преступности в родителях, которые или слишком беззаботны
или слишком заняты своими собственными развлечениями, чтобы уделить достаточно времени, участия
и заинтересованности в своих детях.
Дж. Эдгар Гувер, бывший директор ФБР, The New York Times, декабрь 6, 1947
Возможными причинами антисоциального поведения детей считались разного рода семейные
факторы, в том числе плохая дисциплина, недостаточное наблюдение родителей за детьми,
супружеский конфликт, семейная изоляция и насилие дома (DeKlyen, Speltz & Greenberg, 1998; Loeber,
Drinkwater, et al., 2000; Reese et al., 2000). Хотя связь между семейными факторами и проблемами в
поведении четко установлена, природа этой связи и возможная причинная роль семейных факторов по-
прежнему обсуждаются (Deater-Deckard & Dodge, 1997).
Трудности в семье связаны с развитием и расстройств поведения, и оппозиционно-
демонстративного расстройства, при этом гораздо большее влияние семья оказывает на расстройства
поведения, чем на возникновение оппозиционно-демонстративного расстройства. Кроме того, семейные
проблемы играют более значимую роль для детей с длительным и устойчивым паттерном
антисоциального поведения, чем для детей с антисоциальным поведением, ограниченным отрочеством
(Lahey et al., 1992). Сочетание индивидуальных факторов риска (например трудного темперамента) и
серьезного недостатка в навыках семейного общения объясняет наиболее устойчивые и серьезные
формы антисоциального поведения (Caspi & Moffitt, 1995).
Влияние семьи сложным образом связано с антисоциальным поведением детей, и его нельзя
понять вне зависимости от личности самого ребенка и окружающей среды. Например, жестокое
обращение сильный фактор риска для агрессивного поведения впоследствии. Одна из причин этой
связи, как кажется, это недостаток в социальной информации ребенка, являющийся результатом
жестокого обращения (Dodge, 1991; Dodge, Pettit, Bates & Valente, 1995).
Еще один пример это влияние супружеского конфликта на агрессивное поведение детей.
Сюда входят отсутствие родителей и негативное отношение к ребенку (Webster-Stratton & Hammond,
1999), или то, как ребенок интерпретирует конфликт между родителями (Grych & Finchman, 1993),
и/или индивидуальные и демографические факторы (Emery, Waldron, Kitzmann & Aaron, 1999). Другие
условия, связанные с супружеским конфликтом или разводом, такие как стресс, депрессия, потеря
контакта с одним из родителей, финансовые трудности и более сильная ответственность дома могут
также влиять на антисоциальное поведение (Emery, 1999).
Мать Ника рассказывает:
«Ник ударил соседского ребенка доской по голове; ребенку пришлось зашивать рану. Затем Ник.
убил котенка, прыгнув на него со своей кровати. Я вышла из себя, сказала, что ненавижу его, я
схватила его за щеку и слишком сильно ущипнула. Я не знала, что делать» (Colapino, 1993, стр. 150).
Агрессивное, жестокое поведение Ника вызвало сильную реакцию у окружающих и злую и
|