всех усыпляет на уроках английского?» Отказ матери от требований выполнить домашнюю работу
негативно подкрепляет возражения Поля и увеличивает вероятность того, что в следующий раз, когда
она заговорит о домашнем задании, он снова будет с ней спорить. Со временем Поль, в свою очередь,
может усилить негативную реакцию, начав кричать или бросаться вещами.
Шаг 4: Как только мать Поля отказывается от своих требований, Поль отказывается от
контрнападений. Он перестает спорить и переходит к нейтральному или даже позитивному поведению
и говорит: «Да, ты конечно, права насчет миссис Смит, мам. Трудно сидеть на ее уроках с открытыми
глазами». Поль, прекратив свое вредное поведение, негативно подкрепляет мать и усиливает
вероятность того, что она снова поступит так же в ответ на его возражения и протесты в будущем.
---
Взаимосвязь между качеством воспитания и проблемами в поведении, по-видимому,
ослабляется, когда ребенок обладает грубым и неотзывчивым характером. Неэффективное воспитание,
как обнаружилось в одном из исследований, связано с проблемами поведения только у детей без таких
ярко выраженных черт (Wootton, Frick, Shelton & Silversthorn, 1997). Дети с безразлично-
неэмоциональным стилем проявляли значительные проблемы в поведении, независимо от качества
полученного воспитания. Взаимосвязь между воспитанием и проблемами в поведении может зависеть и
от количества замечаний и слишком суровая дисциплина и слишком мягкая может иметь
противоположный эффект. Взаимоотношение между дисциплиной родителей и антисоциальным
поведением детей может варьировать в зависимости от культуры семьи, эмоционального климата, в
котором применяется наказание или замечание, и в более широком контексте взаимоотношений в
зависимости от гендера родителя и ребенка (воспитание оказывается наиболее эффективным в паре
одного и того же гендера (Deater-Deckard & Dodge, 1997).
Теории присоединения. Теории присоединения (attachment theories) указывают, что качество
привязанности ребенка к родителям будет в конечном итоге определять его или ее идентификацию с
родительскими ценностями, представлениями и стандартами. Устойчивые связи с родителями
способствуют ощущению близости, общих ценностей и идентификации с социальным миром. Теория
присоединения предполагает, что большинство детей воздерживаются от антисоциального поведения,
поскольку они делают ставку на конформность.
Считается, что дети с проблемами в поведении проявляют слабую идентификацию с родителями
и социальными стандартами. Даже когда такие дети уступают требованиям родителей, они так
поступают из-за кажущейся угрозы их свободе или физической безопасности (Shaw & Bell, 1993). Когда
таких угроз непосредственно перед ними нет, например, когда дети остаются без присмотра, то они
чаще ведут себя антисоциально. Слабые связи с родителями могут побудить ребенка к дружбе со
сверстниками-хулиганами, что, в свою очередь, провоцирует паттерны правонарушений и
злоупотребления алкоголем и наркотиками (Elliott, Huizinga & Ageton, 1985; Elliott et al., 1989).
Исследования в целом подтверждают взаимосвязь между неустойчивой связью с родителями в
детстве и антисоциальным поведением у детей в детстве и отрочестве (М. Т. Greenberg, DeKlyen, Speltz
& Endriga, 1997; Rosenstein & Horowitz, 1996; Speltz, Deklyen & Endriga, 1991; Speltz, Greenberg &
DeKlyen, 1999). Тем не менее еще неясно, может ли качество привязанности в этот период предсказать
настоящую или будущую вариацию в остроте проблем поведения (Speltz, Deklyen & Greenberg, 1999).
Вероятно, что на взаимосвязь между присоединением и антисоциальным поведением влияют
многочисленные факторы, в том числе гендер ребенка, его темперамент и компетентность родителей.
Другие семейные проблемы
Джейк и Регги: Все против них.
Мать-одиночка с двумя мальчиками (в возрасте 2-х и 4-х лет) обратилась в клинику так как ее
старший сын совершал жестокие и неконтролируемые агрессивные поступки, в том числе он бил,
пинал и кусал своего младшего брата. Матери поставили диагноз клинической депрессии и, в период
обращения в клинику, риск совершения самоубийства. Ее приятель отец этих двух детей. Он
живет неподалеку и требует, чтобы она приходила к нему, так чтобы он мог встречаться с детьми.
Во время этих визитов, он вовлекал ее в то, что она называла «вынужденным сексом» (то есть
насилие), и требовал, чтобы дети оставались с ними и наблюдали. В принципе, мать могла бы
отказаться от визитов. Однако приятель угрожал, что если она не подчинится, то он перестанет
оплачивать содержание детей, заберет их, покончит с собой или придет к ней в дом и убьет ее и двух
|