Социальные факторы
Причины антисоциального поведения на уровне отдельного человека и семьи лишь отчасти
объясняют поведение человека и проблемы. На непосредственную ситуацию человека, определяющую
его проблемы, влияет более обширный социальный и культурный контекст (Sampson, 1992).
Несомненно, что бедность, обилие иммигрантов, жизнь рядом с соседями-преступниками, распад семьи
и перемена местожительства определяют преступность детей и подростков (Caspi & Moffitt, 1995;
Sampson, Raudenbush & Earls, 1997). Тем не менее исследования пока не определили конкретного
механизма, посредством которого эти влияния ведут к правонарушениям и хулиганству среди детей и
подростков. Современные теории социального расстройства предполагают, что структура общества
влияет на приспособленность ребенка, так как она воздействует на процессы в семье (Sampson, 1992;
Sampson & Laub, 1994).
Неблагоприятные факторы среды, например низкий социально-экономический уровень
включают плохие методы воспитания, в частности, принуждение и непоследовательное наказание и
плохой контроль над ребенком. В свою очередь все эти факторы влияют на раннюю преступность в
детстве, аресты и хронические нарушения закона в отрочестве и юности (Capaldi & Patterson, 1994;
Patterson, Forgatch, Yoerger & Stoolmiller in press; Shaw & Vondra, 1994). Порочный круг, состоящий из
нарушения адаптации и дополнительного стресса, создает новый дополнительный стресс и для
родителя, и для ребенка. Антисоциальная личность более ранима и чаще рискует оказаться в числе
разведенных, безработных и неимущих (Patterson, 1996). Например неблагоприятное социальное
окружение, экономические трудности, так же как и социальные изменения, связанные с разводом,
ранней сексуальной активностью и статусом работающей матери, могут привести к тому, что их дети-
подростки так и не выходят замуж или получают статус разведенной матери, зачастую воспитывающей
ребенка в антисоциальном духе. Точно так же матери с антисоциальными наклонностями, хуже
воспитывающие детей, могут переезжать в города побольше, изолируя себя от семьи и соседей, так что
в результате живут в атмосфере недоверия и ограниченных социальных контактов. Когда эти женщины
снова беременеют, то у них может быть меньше возможностей воспользоваться медицинскими
услугами. Плохое питание и наркотики могут привести к тому, что роды будут преждевременными и
родится ребенок с отклонениями, а это, в свою очередь, может осложнить им воспитание. Такое
сочетание трудного ребенка и неумелой матери усиливает вероятность антисоциального поведения и
последующих арестов (Patterson, 1996). И так, поколение за поколением снова возникают проблемы в
поведении.
Влияние соседей и школы. Антисоциальное поведение подростков в окружении преступных
соседей и друзей дает толчок к формированию преступной субкультуры, поддерживающей торговлю
наркотиками, проституцию, частые переезды, низкий уровень поддержки соседей или религиозных
групп (Caspi & Moffitt, 1995; Leventhal & BrooksGunn, 2000). Кроме того, антисоциальные люди, как
правило, выбирают соседство с такими же людьми, как они сами. Гипотеза социальной селекции
(social selection hypothesis) утверждает, что люди, переезжающие в другое место, отличаются от тех,
кого они покидают, и наоборот остающиеся не похожи на тех, кто уехал. Такая последовательность
ведет к стабильности антисоциальных паттернов и поведения. Низкий социально-экономический
уровень, распад семьи, концентрация этнических групп и иммигрантов и нестабильность места
жительства могут привести к организации общества, сводящей к минимуму продуктивные социальные
отношения и снижающей эффективность социальных норм (Caspi & Moffiti, 1995; Sampson et al., 1997).
Влияние на преступления структурных характеристик общества, таких как низкий социально-
экономический уровень, как правило, обусловлены социальной дезорганизацией соседей,
характеризующейся неспособностью наблюдать за группами тинейджеров и контролировать их,
незначительными дружескими связями и знакомствами и редким участием тинейджеров в формальных
и добровольных организациях в районе (Sampson & Groves, 1989).
Когда ребенок живет рядом с преступными соседями и посещает плохую школу, он начинает
вести себя антисоциально и преступно, тогда как позитивный школьный опыт может защищать его
развитие и препятствовать проявлению такого рода поведения (Rutter, 1989). Хорошее школьное
окружение характеризуется четкими требованиями к выполнению домашнего задания, высокими
ожиданиями школьных успехов, четкой и последовательной политикой в отношении наказаний и
дисциплины. Стимулы к приличному поведению в школе и успеху могут отчасти компенсировать
плохое семейное положение. Систематические вмешательства, развивающие эти качества у
|