Forehand, in press). Кроме того, тренинг родительской компетентности получил более широкое
признание и оценку, чем другие методы лечения проблем в поведении. Эти оценки постоянно
показывают, что тренинг родительской компетентности обладает кратковременной эффективностью на
влияние на поведение детей и родителей, при этом, в среднем, ребенок, чьи родители участвуют в ТРК,
оказывается более приспособленным после курса терапии, чем 80% детей, чьи родители не принимали в
нем участия (Serketich & Dumas, 1996). Помимо изменений, наблюдающихся у ребенка, тренинг
родительской компетентности помогает разрешить проблемы в поведении братьев и сестер и снизить
стресс и депрессию у родителей.
Тренинг родительской компетентности оказался наиболее эффективным для родителей детей
младше 12 лет и менее эффективен для родителей подростков (Dishion & Patterson, 1992). Хотя тренинг
родительской компетентности достигает краткосрочного эффекта, его долгосрочная эффективность
менее очевидна (Kazdin, 1995, 1997; McMahon & Wells, 1998). Кроме того, тренинг родительской
компетентности предъявляет многочисленные требования к родителям, такие как совершение процедур
дома, посещение встреч и поддержание контактов с терапевтом по телефону. Для семей с
немногочисленными ресурсами, находящимися в состоянии стресса, эти требования могут быть
слишком тяжелыми, чтобы можно было продолжать лечение (Ambruster & Kazdin, 1994; С. Е.
Cunningham et al., 2000).
Тренинг родительской компетентности редко применяется непосредственно. Родители могут не
осознавать, что используют принуждение, так как считают, что у них возникают трудности из-за того,
что их ребенок упрям, их брак неудачен, работа мешает им проводить время вместе с детьми, или
что учителя в школе несправедливы. Фактически, родители детей с проблемами в поведении зачастую
считают, что они используют хорошую практику воспитания, но что их ребенок не реагирует. Если в
лечении такие представления родителей не учитываются, маловероятно, что родители усвоят процедуру
тренинга или сами исправят свое поведение (Johnston, 1996; Miller & Prinz, 1990; Prinz & Miller, 1996).
Наконец, тренинг родительской компетентности не учитывает этнические различия в США. Включение
разнообразных родительских практик (например наказания) в культурные представления и ценности
диктует, чтобы тренинг родительской компетентности более чутко реагировал на них (Deater-Deckard,
Dodge, Bates & Pettit, 1996; Forehand & Kotchick, 1996).
Тренинг родительской компетентности все больше внимания уделяет обучению стратегиям
общего разрешения проблем и навыкам игры, чтобы расширить взаимоотношение родителей и детей и
знания родителей, поддержать брак и оказать социальную поддержку. Эта программа терапии придает
большое значение активному участию родителей, этническим и культурным факторам (Forehand &
Kotchick, 1996: McMahon & Wells, 1998).
Когнитивный тренинг навыков разрешения проблем
Когнитивный тренинг навыков разрешения проблем уделяет внимание когнитивным
недостаткам и искажениям, проявляемым детьми и подростками с проблемами поведения в ситуациях
межличностного общения, в особенности агрессивными детьми (Kazdin, 1996с). Основная предпосылка
когнитивного тренинга навыков разрешения проблем состоит в том, что антисоциальные и агрессивные
реакции ребенка провоцируются его или ее восприятием и оценкой окружающих событий и что
изменения в ошибочном мышлении ребенка приведут к изменениям в открытом поведении. Как
показано во врезке 6.4, детей обучают идентифицировать их мысли, чувства и поведение в проблемных
социальных ситуациях при помощи серии из пяти шагов по разрешению проблем.
Врезка 6.4
Ступени тренинга по разрешению проблем
Проблемная ситуация: Джейсон, один из одноклассников, взял твою игру. Ты хочешь ее
вернуть. Что ты сделаешь?
Ступень 1: Что я должен делать?
На этой ступени ребенка просят определить и идентифицировать проблему.
Я хочу получить у Джейсона мою игру.
Ступень 2: Мне надо исследовать все мои возможности.
На этой ступени ребенка просят найти альтернативное решение проблемы.
Я могу ударить его и забрать игру обратно, попросить его отдать игру или сказать моему
|