Многосистемная терапия (Multisystemic treatment). основана на методе семейных систем,
подчеркивающем взаимодействие социальных влияний и отражающем представление о том, что
проблемы поведения детей, как правило, отражают дисфункции в семейных отношениях (Henggeler &
Borduin, 1990; Henggeler, Schoenwald, Borduin, Rowland & Cunningham, 1998). С точки зрения
многосистемной терапии, ребенок с проблемами поведения функционирует во взаимосвязанных
социальных системах, таких как семья, школа, соседи, суды и службы для молодежи. Основная
предпосылка этой терапии заключается в том, что антисоциальное поведение является результатом или
поддерживается в процессе транзакции внутри этих систем или между ними (Henggeler, 1991). Таким
образом, терапия проводится со всеми членами семьи, школьным персоналом, сверстниками,
сотрудниками юношеской службы и другими людьми в жизни ребенка. Многосистемная терапия это
интенсивный метод, опирающийся па другие техники, например: психотерапию родительской
компетентности, когнитивный тренинг навыков разрешения проблем и семейную терапию, и
специализированные вмешательства, такие как помещение в специальные образовательные учреждения
и программы терапии, направленной на борьбу со злоупотреблением наркотиками или службы закона.
В действительности многосистемная терапия направлена на корректировку многочисленных серьезных
признаков антисоциального поведения (Rowland et al., 2000). Направляющие принципы
многосистемного лечения представлены в табл. 6.9.
Таблица 6.9. Направляющие принципы многосистемного лечения
Принцип 1: Цель оценки - понять «соответствие» между идентифицируемыми проблемами и их
более широким контекстом.
Принцип 2:
Вмешательства должны быть сфокусированы на настоящем, ориентироваться на
действие и решать конкретные и четко определенные проблемы.
Принцип 3:
Вмешательства должны состоять из трансакций в поведении с разнообразными
системами.
Принцип 4:
Вмешательства должны соответствовать уровню развития ребенка и потребностям
молодежи.
Принцип 5:
Вмешательства должны требовать ежедневных и еженедельных усилий от членов
семьи.
Принцип 6:
Эффективность вмешательства оценивается постоянно, исходя из множества
перспектив.
Принцип 7:
Вмешательства должны приводить к генерализации эффектов лечения и их
поддержанию во времени.
Принцип 8:
Терапевтические контакты должны сосредоточиваться на позитивных чертах и
вмешательства должны использовать системные методы в качестве рычагов для изменений.
Принцип 9:
Вмешательства должны быть предназначены для того, чтобы развивать
ответственное поведение и снижать безответственность в поступках.
Исследования результатов многосистемной терапии с крайне антисоциальными и жестокими
подростками обнаружили, что этот метод лучше обычных служб, индивидуального консультирования,
общественных служб и помещения в психиатрическую больницу. Кроме того, обнаружилось, что с
помощью этого метода уменьшается преступность и агрессия у сверстников и улучшаются
взаимоотношения в семье. Очень важно, что многосистемная терапия снижает уровень криминального
поведения на период до 5 лет после ее прохождения. Многосистемный тренинг также эффективен по
затратам, так как они оцениваются в одну пятую от сумм, необходимых для более современных
вмешательств (Henggeler, 1992, 1999; Henggeler et al., 1998, 1999). Поскольку исследования
многосистемного тренинга не выделяли в отдельную группу тех подростков, у которых формировался
устойчивый паттерн антисоциального поведения по сравнению с детьми, антисоциальность которых
ограничивалась отрочеством, трудно выяснить, одинаково ли успешным оказывается применение этих
методик для обеих групп. Возможно, что отчасти успех мультисистемного тренинга помогает
подросткам с антисоциальными наклонностями ослабить связи с их оппозиционными обществу
сверстниками и, таким образом, они раньше отказываются от преступного поведения.
Лекарственные препараты
|