негативные мыслительные образы, у них нет возможности реально оценить свои проблемы и найти их
решение. У детей с генерализованным тревожным расстройством хроническое беспокойство может так
же препятствовать нормальному развитию, как поведенческое избежание у детей со специфическими
фобиями (Т.М. Borkovec, 1994; Т.М. Borkovec & Inz, 1990).
Распространенность и сопутствующие расстройства
Как и тревожное расстройство в связи со страхом разлуки, генерализованное тревожное
расстройство является одним из наиболее распространенных тревожных расстройств и встречается у 3-
6% детей (Albano et al., 1996). В основном это расстройство в равной степени распространено как среди
мальчиков, так и среди девочек, возможно, с незначительным увеличением распространенности у
старших девочек-подростков (С. С. Strauss, Lease, Last & Francis, 1988). Дети с генерализованным
тревожным расстройством подвержены высокому риску заболевания другими тревожными
расстройствами и депрессией. У младших детей чаще встречается сочетание генерализованного
тревожного расстройства и синдрома гиперактивности и дефицита внимания; у старших детей с
генерализованным тревожным расстройством имеется тенденция к развитию сопутствующих
специфических фобий и тяжелого депрессивного расстройства, формируется низкая самооценка,
наблюдается ухудшение социальной адаптации и возникает повышенный риск суицида (Keller et al,
1992; С. G. Strauss, Last, Hersen & Kazdin, 1988).
Около половины детей, направленных на лечение по поводу тревожных расстройств, страдает
генерализованным тревожным расстройством. Этот показатель выше, чем у взрослых, однако взрослые
чаще страдают генерализованным тревожным расстройством, но реже обращаются за помощью.
Возможно также то, что детей чаще, чем взрослых, направляют па лечение по поводу сопутствующих
расстройств и нарушений, таких как депрессия или суицидные наклонности (Keller et al., 1992). Может
быть, чрезмерное беспокойство рассматривается как явление, которое вполне закономерно для жизни
взрослого человека, и поэтому не требует лечения. С другой стороны, взрослые обладают большим
контролем над своей жизнью; у них больше возможностей справиться с вызывающими тревогу
ситуациями, чем у детей, которые должны посещать школу, хотят они того или нет (Albano et al., 1996).
<Дети с генерализованным тревожным расстройством испытывают беспокойство почти по
любому поводу.>
Возникновение, течение и последствия генерализованного тревожного расстройства
По данным статистики, генерализованное тревожное расстройство чаще всего возникает у детей
в возрасте 10-14 лет (Albano et al., 1996). У подростков наблюдается более широкий спектр характерных
симптомов, более интенсивная тревожность и более тяжелые депрессии, чем у младших детей, но с
возрастом эти симптомы могут ослабевать (С. С. Strauss, Last et al., 1988). В среднем, у подростков с
генерализованным тревожным расстройством вероятность сохранения этого заболевания в будущем тем
выше, чем тяжелее наблюдаемые симптомы (P. Cohen, Cohen & Brook, 1993). Примерно в половине
тяжелых случаев симптомы расстройства наблюдались через 2 года после постановки диагноза; это дает
возможность предположить, что тяжелые симптомы генерализованной тревоги сохраняются со
временем даже у тех детей, которые направлялись на лечение.
Итоги раздела
- Дети с генерализованным тревожным расстройством испытывают хроническое или чрезмерное
беспокойство и эмоциональное напряжение, которым зачастую сопутствуют физические симптомы.
- У детей с генерализованным тревожным расстройством беспокойство может так же
препятствовать нормальному развитию, как препятствует ему поведенческое избежание у детей со
специфическими фобиями.
- Генерализованное тревожное расстройство является одним из наиболее распространенных
детских расстройств и возникает у 3-6% всех детей, чаще всего в возрасте 10-14 лет.
Специфическая фобия
|