Кроме того, что они испытывают чрезмерную тревогу в социальных ситуациях, которые
вызывают волнения у большинства людей (например публичное выступление), подростки с
социофобиями могут сильно тревожиться по незначительным поводам: они боятся оказаться неловкими
и смущаются, передавая учителю тетрадку с выполненным домашним заданием, застегивая свое пальто
на виду у других или заказывая биг-мак и картофель-фри в Макдональдсе. Наиболее часто их беспокоит
необходимость выполнения какого-либо действия или задания на виду у других людей. Они боятся, что
во время ответа в классе начнут запинаться; что заданный ими вопрос прозвучит глупо; что во время
еды в присутствии других людей могут разлить чай или опрокинуть тарелку; что входя в комнату,
могут споткнуться и показаться неуклюжими. Неудивительно, что их тревога особенно сильна в тех
ситуациях, когда они находятся в обществе авторитетных людей или сверстников с высоким
социальным статусом (Vasey, 1995).
Подростки с социофобиями, как правило, более эмоциональны, более грустны, одиноки и
замкнуты, чем другие дети. Они часто сталкиваются с неприятными социальными ситуациями, с
которыми не способны эффективно справляться, отчасти из-за недостатка навыков социального
взаимодействия (Beidel, Turner & Morris, 1999). Эти дети хотят нравиться другим людям. Однако их
боязнь совершать действия, которые могут вызвать осуждение, так сильна и глубока, что зачастую
ведет к одиночеству и страданиям, поскольку мешает детям налаживать взаимоотношения, к которым
они так стремятся (G. S. Ginsburg, LaGreca & Silverman, 1998; La Greca & Lopez, 1998).
Если детям с социофобией навязывают пугающую их социальную ситуацию, они могут плакать,
капризничать, застывать на месте или выражать свое неприятие в других формах. В наиболее тяжелых
случаях у таких детей развивается генерализованная социофобия. Их страшит большинство
социальных ситуаций, они боятся встречаться или разговаривать с незнакомыми людьми, избегают
контактов со всеми, кроме членов своей семьи, им чрезвычайно тяжело посещать школу, участвовать в
активном отдыхе и вообще усваивать навыки социального взаимодействия (Hofmann et al., 1999).
Тревога, связанная с социофобией, бывает настолько тяжела, что вызывает заикание, потливость,
расстройство желудка, усиленное сердцебиение или сильный приступ паники. Подростки с
социофобией часто убеждены в том, что проявляемые ими физические реакции позволят окружающим
сделать вывод об их неадекватности, отчего они становятся еще более тревожными. В итоге получается
замкнутый круг: дети, страдающие социофобией, предчувствуют свою неловкость и неудачу в
общении, что вызывает тревогу, когда они попадают в пугающую ситуацию, а это приводит к
дальнейшему усилению их нервозности и тяжести проявления физических симптомов. В результате они
начинают избегать социальных контактов, не решаясь позвонить однокласснику, чтобы узнать задание
на дом, обратиться с просьбой к учителю, чтобы он объяснил непонятный материал; они не могут
заставить себя снять трубку, чтобы ответить на телефонный звонок, или не находят в себе смелости
назначить свидание (Albano, 1995).
Большая часть социофобий появляется у детей в подростковом возрасте, в то время, когда они
становятся очень стеснительными, испытывая сомнения и беспокойства по поводу своей внешности,
умения держаться в обществе, а также волнуются о том, что могут подумать о них другие люди.
Большинство подростков постоянно озабочены тем, как лучше держать себя, что говорить, как
одеваться (этим обстоятельством часто пользуются рекламодатели). В этом возрасте тревога часто
связана с желанием быть «таким же, как все», с попытками добиться социального признания, с
возникающими сексуальными проблемами, а также с конфликтами, вызванными стремлением к личной
независимости. Симптомы тревоги, на которые жалуются чаще всего, выражаются в страхе говорить на
публике, покраснении,
чрезмерном беспокойстве по поводу совершенных действий и поступков и в
сильной застенчивости (Bell-Dolan et al., 1990).
Социальная тревога и сильная застенчивость в переходном возрасте вполне закономерны для
нормального развития, однако подростки с социофобией испытывают постоянную тревогу. Типичным
примером социальной тревоги и эгоцентричного и самокритичного мышления подростков с
социофобией является диалог, приведенный во врезке 7.2.
Врезка 7.2
Социофобия у подростков: эгоцентричное и самокритичное мышление
Начало нового учебного года. Во дворе школы ученицы Анна и Патти, страдающие
социофобией, случайно оказались рядом. Они никогда раньше не общались друг с другом.
Анна (про себя): Я не могу вот так сидеть и молчать. Это выглядит глупо. Нужно поздороваться.
|