оказываются бессильны даже в том случае, если ребенок понимает бессмысленность своих ритуальных
действий. Например, одной из обсессивных мыслей десятилетнего Эмилио была мысль о том, что из его
груди выходит длинная, гибкая, похожая на трубку структура. Он знал, что это не соответствует
действительности, но вел себя так, словно бы трубка действительно торчала из его груди, и двигался
так, чтобы ни человек, ни предмет не оказались на слишком близком расстоянии перед ним (Despert,
1955).
Дети с обсессивно-компульсивным расстройством зачастую вовлекают в свои ритуалы членов
семьи; например, требуют, чтобы их одежда чистилась 2-3 раза в день, не позволяют другим
использовать определенные продукты из страха болезни или заражения или заставляют одного из
родителей подниматься в пять часов утра, чтобы помогать им совершать ритуал одевания, который
может продолжаться несколько часов (Piacentini, 1997; Waters & Barrett, 2000).
Некоторые дети, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, настаивают на том,
чтобы их собеседник повторял определенные фразы или задавал вопросы определенным образом.
Иллюстрацией этому может служить диалог между одиннадцатилетней Хетер и ее матерью.
Хетер: Ты только что сказала, что мы едим десерт. Теперь ты говоришь, что мы едим
мороженое. Как правильно?
Мать: Мороженое это и есть десерт. Хетер: А как правильно его называть? Мать: Можно
и так, и так.
Хетер: И все-таки мы едим мороженое или десерт?
Мать: Мы едим мороженое.
Хетер: Тогда почему же ты говорила, что мы едим десерт?
Хетер так часто спорила, была столь упорна и настойчива, что ее мать решила обратиться к
специалистам, полагая, что у девочки тяжелое поведенческое расстройство. Однако в результате
обследований выяснилось, что «оппозиционное» поведение Хетер было проявлением обсессивно-
компульсивного расстройства. Анализируя свое поведение, она призналась: «Я ничего не могу с собой
поделать. Когда мама рядом, я должна заставлять ее говорить «правильно» или же я буду чувствовать
себя ужасно».
Навязчивые действия предпринимаются для нейтрализации или ослабления тревоги и
напряжения, вызываемых обсессиями, или для предотвращения каких-либо пугающих событий или
ситуаций. Ритуалы могут на время ослабить тревогу, однако, если их выполнять на протяжении
длительного времени, они прекращают оказывать желаемый эффект. Вследствие этого дети с
обсессивно-компульсивным расстройством все больше втягиваются в бесконечный, отнимающий много
времени цикл обсессий и компульсий (Carter & Pollock, 2000). Ежедневно помногу часов ребенок
бывает поглощен тревожными, нарушающими его равновесие и иногда нелепыми мыслями, а также
постоянными навязчивыми действиями. Такой ребенок концентрирует все свое внимание на своих
обсессиях и компульсиях, поэтому ему чрезвычайно сложно, если вообще возможно, сосредоточиться
на чем-либо ином. Как и в случае с Полом, даже простое действие, каким является вхождение в
комнату, может стать неразрешимой задачей.
<В плену своих привычек: мытье рук, проверка и установление симметрии.>
В результате подобной чрезмерной озабоченности нормальная деятельность детей с обсессивно-
компульсивным расстройством существенно сужается, могут ухудшиться социальные и семейные
отношения, здоровье, а также школьная успеваемость (Carter et al., 1995). Ритуалы чистки зубов или
мытья рук могут создавать проблемы со здоровьем, например, приводить к экземе кистей рук и
предплечий вследствие чрезмерного мытья и к повреждению десен в результате длительной чистки
зубов. Ритуалы одевания или мытья могут служить причиной хронических опозданий. Ритуалы и
навязчивые мысли, связанные со счетом и проверкой, могут препятствовать концентрации внимания и
мешать работе в школе. Выполнение домашней работы может превратиться в ежедневную борьбу с
самим собой, когда ребенок часами проверяет и исправляет выполненные задания. Ритуальное
поведение может приводить к такой частой проверке и перепроверке ответов на каждый вопрос теста,
что ребенок оказывается не в состоянии довести работу до конца. Ритуалы, совершаемые перед сном,
могут мешать родителям приглашать друзей остаться на ночь и принимать подобные приглашения.
Страхи заражения могут плохо сказываться на школьной посещаемости и социальной деятельности,
например мешать посещению кинотеатра или участию в спортивных мероприятиях (Piacentini, 1997).
Осознавая странность и бессмысленность навязчивых действий, многие дети стараются
|