Navigation bar
  Print document Start Previous page
 259 of 537 
Next page End  

упражнения внешнего воздействия.
Определяются и усваиваются специфические социальные навыки межличностных отношений.
Подростков учат сохранять дружеские отношения и обретать уверенность в себе. Подростки сначала
определяют характеристики и формы поведения, которые негативно влияют на социальные отношения,
такие как хмурое выражение лица, нервные жесты, безразличие, слишком тихая речь, игнорирование
или критическое отношение к окружающим. Затем осуществляется тренинг оптимальных приемов
социального взаимодействия (Marten, Albano & Holt, 1991).
Решение проблем.
На этой стадии определяются проблемы и ставятся реалистичные цели. Подростков учат
купировать негативные реакции, используя активное действие, а не избежание. Два терапевта
разыгрывают ситуацию, столкновение с которой в реальной жизни вызывает тревогу. Они вербализуют
спонтанно возникающие мысли и рациональные реакции, чтобы смоделировать стадии когнитивной
реструктуризации. Один терапевт вербализует спонтанные мысли, а другой выступает как «оппонент»:
Сцена: Вас вызвали к доске, чтобы вы в присутствии всего класса рассказали выученный
урок.
T1: «О нет, у меня ничего не получится!»
Т2: «Возьми себя в руки, успокойся, остынь. Не допускай мрачных мыслей».
Т1. «Все будут на меня смотреть. Я провалюсь».
Т2: «Им тоже придется выходить к доске. Мы все немного нервничаем».
Т1. «Что я скажу? Я не могу сосредоточиться!»
Т2: «Я могу хорошо ответить. Я знаю этот материал».
Т1. «Мое сердце не выдержит. Мне станет плохо».
Т2: «Я немного нервничаю, но это пройдет. Все будет в порядке».
Т1. «Наконец-то все закончилось. Следующий раз у меня, наверное, не получиться так хорошо
ответить».
Т2: «Здорово! У меня получилось! Все было хорошо. Я сделал это!»
(Адаптировано из Albano et al., 1991).
Затем терапевты обсуждают разыгранную сценку с участниками группы, предлагая подросткам
вспомнить, как они вели себя в подобных ситуациях.
Внешнее воздействие.
На этой стадии подростки составляют иерархию социальных ситуаций, связанных со страхом и
избежанием. С учетом этой иерархии моделируется внешнее воздействие. Члены группы и терапевты
разыгрывают определенные ситуации. Внешнее воздействие направлено на устранение реакции
избежания и осмысление собственного тревожного состояния. Основная цель внешнего воздействия —
убедить подростков в том, что тревога исчезает, когда ситуация становится привычной.
Закрепление и практическое применение усвоенных навыков.
Чтобы закрепить приобретенные навыки социального взаимодействия и навыки самоконтроля,
подростки осваивают их применение на практике в период между занятиями. С этой же целью, а также
для того, чтобы эти навыки использовались в домашних условиях, в программу включен план,
предусматривающий активное участие родителей (Marten et al., 1991).
Вот что ответила одна девочка на вопрос о том, насколько она изменилась за время лечения:
«Раньше, когда меня о чем-нибудь спрашивали, я всегда отвечала: «Мне все равно» или «Я не
знаю». Теперь же я всегда сообщаю друзьям свое мнение. Они признаются, что такая я нравлюсь им
куда больше, поскольку говорю то, что думаю» (Beidel & Turner, 1998, стр. 223).
---
Используя методы когнитивно-бихевиоральной терапии, Филип Кендалл (Philip Kendall) и его
коллеги разработали одну из наиболее эффективных программ лечения детей, страдающих
генерализованным тревожным расстройством, тревожным расстройством в связи с разлукой и
социофобией (Flannery-Schroeder & Kendall, 1996, 2000; Р. С. Kendall et al., 1997). Этот подход уделяет
большое снимание процессам научения, воздействию случайных обстоятельств и моделированию, а
также процессам обработки информации. Терапия направлена на устранение негативного мышления и
приобретение навыков активного решения проблем, что позволяет ребенку лучше справляться с
ситуацией. Кроме того, у ребенка создается эмоциональная заинтересованность, и оптимизируются
когнитивные процессы.
Тренинг навыков и внешнее воздействие используются для устранения негативного мышления,
Hosted by uCoz