Тревожные расстройства зачастую возникают в контексте высокой тревожности родителей и
проблематичных отношений в семье, что может влиять на эффективность любого из терапевтических
подходов. В некоторых случаях терапия, направленная на ребенка, может давать положительный
эффект для всей семьи. Например, когда ребенок становится более уверенным в себе и избавляется от
реакции избежания, родительские представления о нем существенно меняются. В результате родители
начинают иначе относиться к своему ребенку, а общие взаимоотношения и климат в семье значительно
улучшаются. (Р. С. Kendall & Flannery-Schroeder, 1998).
Лечение тревожных расстройств у детей с участием всей семьи может дать более сильный и
продолжительный эффект, чем лечение, направленное только на ребенка (Ginsburg, Silverman &
Kurtines, 1995; Howard & Kendall, 1996a, 1996b; W. K. Silverman & Kurtines, 1996a). Результаты
исследований свидетельствуют о том, что около 70% детей с тревожными расстройствами, прошедших
индивидуальную или семейную терапию, не проявляли симптомов ни одного из тревожных
расстройств. Лечение с участием семьи, направленное на улучшение взаимоотношений и налаживание
нормальной коммуникации, на усиление контроля эмоций и на оптимизацию способов решении
проблем, заметно уменьшило время, требуемое для достижения положительных эффектов, и увеличило
продолжительность сохранения результатов терапии (Barrett, Dadds & Rapee, 1996).
Принимая во внимание важную роль семьи в случаях обсессивно-компульсивного расстройства в
детском возрасте, исследователи разрабатывают методы вовлечения семьи в процесс лечения этого
расстройства (Waters & Barret, 2000). Основная цель терапии при обсессивно-компульсивном
расстройстве заключается в том, чтобы методом градуального воздействия постепенно научить ребенка
преодолевать свои страхи и устранить ритуальные формы поведения (Albano, March & Piacentini, 1999;
March & Mulle, 1998; Shafron, 1998).
Этот подход наиболее эффективен, когда в нем принимают участие родители ребенка (Knox,
Albano & Barlow, 1996; Rapoport & Inoff-Germain, 2000). В процессе семейной терапии обсессивно-
компульсивного расстройства членам семьи рассказывают о специфике этого заболевания и помогают
справиться с негативными переживаниями, такими как ощущение беспомощности, уверенность в
неспособности облегчить страдания ребенка, досада и разочарование, а также ревность со стороны
братьев и сестер (Piacentini, Jacobs & Maidman, 1997).
Итоги раздела
- Наиболее эффективные методы лечения тревожных расстройств у детей и подростков
используют технику столкновения с ситуациями, объектами или событиями, которые вызывают тревогу
у пациента.
- Наиболее эффективными методами лечения специфических фобий являются моделирование
ситуаций, вызывающих фобию, и практика положительного подкрепления.
- Когнитивно-бихевиоральные методы терапии учат детей понимать, как связано с тревогой их
мышление, как изменить неадекватные мысли, чтобы ослабить симптомы, и как справляться со своими
страхами и тревогами, предупреждая реакции борьбы и бегства.
- Некоторые препараты, такие как селективные ингибиторы серотонина, являются
эффективными для лечения детей с обсессивно-компульсивным расстройством. Однако результаты
исследований эффективности фармакологических средств, используемых для лечения иных тревожных
расстройств, противоречивы.
- Участие семьи в лечении тревожных расстройств может дать более сильный и
продолжительный эффект, чем терапия, направленная только на ребенка.
Ключевые термины
Тревога (anxiety)
Тревожное расстройство (anxiety disorder)
Невротический парадокс (neurotic paradox)
Реакция «борьбы и бегства» (tight/flight)
Страх (fear)
Паника (panic)
Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте (separation anxiety disorder)
Отказ от посещения школы (school refusal behavior)
|