биполярное расстройство (ВР).
Депрессивные расстройства
Как твое самочувствие? спросил Винни-Пух.
Иа-Иа покачал головой.
Не очень как! сказал он. Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не
чувствовал себя как.
А.А. Милн, Винни-Пух (1926) (А.А. Miln, Winnie- the-Pooh (1926)), Перев. Б. Заходера
Депрессией называется состояние глубокой печали и того уныния, которые переживал Иа-Иа,
грустный и нерешительный старый серый ослик из сказки о Винни-Пухе. Симптомы депрессии
являются настолько распространенными, что ее иногда называют «простудой в психопатологии».
Каждый иногда может испытывать печаль, уныние, быть не в духе или «захандрить». (Читающий или
пишущий о депрессии может быть именно тем, кто сам от нее страдает в таком случае, удастся ли
ему объективно оценить такие состояния, как уныние, безнадежность, тревога, одиночество или
самобичевание?) Иногда наши негативные переживания являются нормальной реакцией на какое-то
несчастье, например потерю друга или работы. В другое время мы можем испытывать депрессию без
видимых на то причин. Однако эти переживания вскоре проходят, и мы возвращаемся к нашей обычной
деятельности. В противоположность этому клиническая депрессия представляет собой состояние
гораздо более серьезное, чем случайно возникшее чувство уныния или колебания в настроении,
которые время от времени могут быть у любого человека.
Обычно принято считать, что детство это счастливое, беззаботное время, период, свободный
от бремени тревог и обязанностей взрослой жизни. Мы склонны представлять детей как
жизнерадостных и не подверженных депрессии. В самом деле, обычно узнав, что ребенок находится в
состоянии депрессии, взрослые недоумевают: «Из-за чего он может испытывать депрессию?» Даже
тогда, когда дети переживают чувство разочарования, осуждение со стороны других людей или какие-
то негативные события, с которыми они неминуемо сталкиваются в своей повседневной жизни,
считается, что их грусть, разочарование и раздражение это кратковременные явления. Родители
очень часто относят такие негативные настроения к временным факторам, например к недосыпанию
или плохому самочувствию, и надеются, что они скоро пройдут. Таким образом, в течение долгого
времени было принято считать, что дети не страдают депрессией, а возникающие у них депрессивные
состояния лишь кратковременные явления. Теперь мы знаем, что это не так.
В отличие от большинства детей, у которых настроения печали и грусти быстро проходят, дети,
страдающие депрессией, по-видимому, не в состоянии избавиться от уныния, и оно начинает мешать их
повседневной жизни, социальным взаимоотношениям, школьным занятиям и всей остальной
деятельности. У подростков, страдающих депрессией, часто наблюдаются сопутствующие проблемы,
такие как тревожно-депрессивный синдром и кондуктивное расстройство. Таким образом, несмотря на
то, что клиническая депрессия может иметь сходство с нормальными эмоциональными реакциями,
свойственными детскому возрасту, у некоторых подростков она представляет собой тяжелое и
длительное расстройство, которое калечит человеческую жизнь, а в некоторых случаях несет для нее
угрозу (Kovacs & Devlin, 1998). К сожалению, депрессия часто не распознается и не лечится, потому что
родители и, в меньшей степени, учителя могут не увидеть, что за негативным настроением скрывается
серьезное психическое расстройство (Mesman & Koot, 2000a, 2000b; Wu et al, 1999).
Основные признаки
Депрессия оказывает влияние на многие сферы жизни детей и подростков (Oster & Montgomery,
1995, стр. 47-48).
-
Настроение. Дети, страдающие депрессией, испытывают чувства печали и уныния, которые
проявляются у них в форме, гораздо более устойчивой и интенсивной, чем обычные переживания этих
чувств. Другие чувства, которые могут сопутствовать депрессии, включают в себя раздражительность,
вину и стыд.
-
Поведение. У таких детей может наблюдаться усиление беспокойства и тревоги, снижение
активности, замедленная речь или чрезмерная плаксивость. Наряду со снижением активности наступает
|