концепции замаскированной депрессии. Считалось, что фактически любой известный клинический
симптом у детей, включая гиперактивность, дефицит внимания, проблемы с научением, агрессию,
ночное недержание мочи, тревожность, связанную с одиночеством, нарушения сна и убегание из дома
можно рассматривать как признак замаскированной депрессии (Cenryn & McKnew, 1974). Эта
концепция принимала во внимание слишком много разных факторов, для того чтобы ее можно было
применять на практике, поэтому, несмотря на свою популярность, она была отвергнута. Депрессия у
детей не замаскирована, а, скорее, может проходить не распознанной, поскольку она часто
сопровождается другими, более заметными нарушениями, например кондуктивным расстройством (G.
A. Carlson & Cantwell, 1980; Hammon & Compas, 1994).
<Депрессия у детей выходит далеко за рамки обычных колебаний настроения.>
Депрессия у детей и подростков
Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей
и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния (W. M. Reynolds & Johnston,
1994b). У них отмечается устойчивое депрессивное настроение при столкновении с реальным
дистрессом или событием, воспринимаемым как дистресс, а также наблюдаются другие нарушения,
связанные с физическим функционированием организма и социальным поведением (R. С. Harrington,
Fudge, Rutter, Pickles & Hill, 1990). В последние годы среди подростков стремительно растет число
суицидов, связанных с депрессией (Beautrais, 2000).
Даже если дети и подростки избавляются от своей депрессии, они, вероятно, будут переживать
рецидивы болезненного состояния и продолжительные периоды ухудшения. (Lewinsohn, Roberts et al.,
1994). До 90% этих подростков демонстрируют значительное ухудшение своего состояния, что делает
депрессию одним из наиболее опасных заболеваний детского возраста, препятствующих нормальному
развитию (Simonoff et al., 1997). Связанные с депрессией длительные негативные переживания,
трудности, возникающие в повседневной жизни, повышенный риск злоупотреблений психоактивными
веществами и биполярное расстройство представляют собой очень серьезные проблемы для детей и
подростков (W. M. Reynolds & Johnston, 1994a).
Распространенность депрессии среди детей и подростков имеет тенденцию к увеличению, а
средний возраст тех, у кого обнаруживаются симптомы этого расстройства, уменьшается (Kovacs &
Gatsonis, 1994). Несмотря на то, что точные причины увеличивающейся распространенности депрессии
неизвестны, один из факторов, имеющих отношение к этому явлению, связан со стремительными
изменениями, происходящими в общественной жизни. Переполненные города, распадающиеся семьи,
рост числа злоупотреблений психоактивными веществами и перемены, происходящие в сфере
профессиональной и трудовой деятельности, могут значительно усиливать воздействие стрессов на
молодое поколение. Эти изменения могут делать ребенка более уязвимым по отношению к стрессу
вследствие потери защитных факторов, таких, например, как поддержка семьи (Kovacs, 1997).
Депрессия и процесс индивидуального развития
В зависимости от возраста дети по-разному проявляют и переживают депрессию. Ребенок до
полутора-двух лет может выглядеть унылым, пассивным и безразличным; дошкольник может казаться
ушедшим в себя и заторможенным; ребенок младшего школьного возраста может обнаруживать
агрессивность и склонность к созданию конфликтных ситуаций; а тинейджер может переживать
чувство вины и отчаяния (Herzog & Rathbun, 1982). Все эти проявления представляют собой не разные
типы депрессии, а, по всей вероятности, разные стадии одного и того же процесса, формирующегося в
ходе индивидуального развития.
Нет такого признака, который обнаруживался бы у всех детей в пределах какой-то отдельно
взятой возрастной группы или был бы характерен для какого-то определенного периода развития. Такие
признаки не возникают до тех пор, пока дети не становятся старше, а депрессия не начинает ясно
распознаваться как клиническое заболевание. Депрессия у детей в возрасте до 7 лет менее четко
выражена и не так легко распознается, как депрессия у младших школьников и у подростков (Cantwell,
1990). Однако очень важно распознать симптомы депрессии у совсем маленьких детей, поскольку менее
выраженные симптомы младшего возраста могут развиться в депрессивные расстройства в старшем
детском возрасте или в юности.
Мы чрезвычайно мало знаем о депрессии у детей в возрасте до полутора-двух лет. В 1940-е годы
|