Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 537 
Next page End  

часть времени у себя в комнате, смотря телевизор. Его мать отмечает что он стал плохо спать и
прибавил в весе 4,5 килограмма за последние два месяца из-за постоянного переедания. Школьный
психолог исключила у Джоя нарушение способности к научению или синдром гиперактивности и
дефицита внимания. Она говорит что Джой глубоко несчастный ребенок, который переживает
ощущение своей никчемности и бесполезности, и даже высказывает желание умереть. Эти симптомы
появились примерно 6 месяцев назад, после событий, происходивших в течение нескольких лет и
связанных с тем, что отец Джоя развелся с его матерью, снова женился, уехал жить в другой город и
теперь проводит с Джоем гораздо меньше времени (Адаптировано из Hammen & Rudolph, 1996).
Элисон: «Я не могла так больше жить».
Семнадцатилетняя Элисон отлично учится в школе, музыкально одаренная, привлекательная.
Однако в течение последних трех лет ее жизнь очень мучительна. «Иногда, находясь в школе, я могла
заплакать без всякой причины. Мои друзья говорили мне: «Элисон, у тебя нет повода для депрессии. Ты
остроумна, талантлива, и можешь заполучить любого парня, какого пожелаешь». Когда мой
ближайший друг 3 года назад уехал, я была действительно одинока, — говорит Элисон. — После этого
меня стали посещать мысли о самоубийстве. Я писала об этом в своем дневнике и говорила на эту
тему с друзьями. Я не могла есть, и все время испытывала усталость. Мне было трудно принимать
даже самые простые решения. Я была в таком депрессивном состоянии, что несколько дней подряд не
вставала с постели. Я не могла находиться в школе и всех ненавидела». Чувство отчаяния, которое
владело Элисон, продолжало мучить ее целыми днями, затем неделями и месяцами. «В конце концов я
не могла так больше жить, — говорит Элисон. — Я захотела умереть, поэтому совершила попытку
самоубийства».
Несмотря на то что Джой и Элисон разного возраста, и их болезненные проявления различаются,
у них обоих обнаруживаются основные признаки большого депрессивного расстройства (MDD):
печаль, отсутствие интереса к любым видам деятельности и неспособность получать от них
удовольствие, раздражительность, кроме того, ряд дополнительных специфических симптомов,
наблюдающихся, по крайней мере, на протяжении 2-х недель. Эти симптомы также отражают
происходящие функциональные изменения. В табл. 8.1 представлены диагностические критерии
Руководства DSM для определения тяжелого депрессивного эпизода.
Таблица 8.1. Основные диагностические критерии, согласно Руководству DSM-IV-TR, для
определения большого депрессивного расстройства
Пять (или более) следующих симптомов, присутствующих в течение 2-недельного периода и
отражающих изменения в состоянии организма; по крайней мере, один из двух симптомов: либо (1)
депрессивное настроение, либо (2) отсутствие интереса к обычной деятельности или потеря чувства
удовольствия.
Примечание: не включены симптомы, которые непосредственно вызваны медикаментозным
воздействием, либо связаны с не соответствующим настроению больного бредом и галлюцинациями.
(1) Постоянное (практически ежедневное и на протяжении всего дня) проявление депрессивного
настроения, отмечаемое или по субъективным ощущениям больного (например чувство печали или
опустошенность) или по наблюдениям других людей (например печальный вид).
Примечание: у детей и подростков может отмечаться раздражительность.
(2) Постоянно наблюдаемое заметное ослабление интереса к любым видам деятельности и
отсутствие чувства удовольствия практически от любой деятельности (отмечаемое как по
субъективным ощущениям больного, так и по словам других людей).
(3) Значительная потеря веса при условии, что человек не придерживается диеты, или, наоборот,
прибавка веса (например, изменение веса тела больше, чем на 5% в течение месяца), или наблюдаемый
почти ежедневно пониженный или, наоборот, повышенный аппетит.
Примечание: у детей нужно учитывать отсутствие естественных прибавок в весе.
(4) Регулярная (наблюдаемая почти каждый день) бессонница или чрезмерная сонливость.
(5) Регулярное (возникающее почти каждый день) психомоторное возбуждение или
заторможенность (отмечаемые другими людьми, а не просто субъективные ощущения беспокойства или
заторможенности).
(6) Постоянное чувство усталости или упадка жизненных сил.
(7) Постоянное ощущение собственной никчемности или преувеличенное чувство вины, которое
Hosted by uCoz