Navigation bar
  Print document Start Previous page
 279 of 537 
Next page End  

....Жизнь кажется бессмысленной и бесполезной. Скучные дни тянутся один за другим. И
каждое утро ты спрашиваешь себя, а стоит ли жизнь затраченных усилий, и выдержишь ли ты все
это. Я понимаю, со мной что-то происходит. Я никчемный человек. Как неприятно осознавать, что
ты неудачник абсолютно во всем, ноль, пустое место. У меня возникает такое чувство, что я не
способна ничего делать правильно, что я вообще ни на что не способна (Адаптировано из McKnew,
Cytryn, & Yahraes, 1983).
У многих депрессивных детей и подростков отмечаются когнитивные искажения (Kaslow, Brown
& Мее, 1994), некоторые из которых, например болезненные переживания по поводу собственной
бесполезности, как у Элли, связаны с диагнозом депрессивною расстройства. Другие негативные
предубеждения-гиперболы («Я никогда не сделаю ничего так, как надо» и «Я — неудачник абсолютно
во всем») не относятся к конкретному диагнозу, но обычно сопутствуют данному расстройству.
Негативная самооценка депрессивных больных, связанная с такими мыслями, как, например: «Я — ни
на что не способен», «Я во всем всегда проигрываю», «Я уродлив», «Я не буду иметь успеха» являются
типичными. К несчастью, ребенку, страдающему депрессией, не легко избавиться от таких мыслей, а
обычные советы «смотреть на жизнь с оптимизмом» или «не воспринимать все так серьезно» не
помогают.
Дети и подростки, страдающие депрессией, часто дают неточные интерпретации своих
переживаний (Fichman, Koestner & Zuroff, 1996). Они уделяют слишком много внимания негативным
событиям своей жизни, мучительно и долго осмысляют их (обнаруживают так называемый стиль
депрессивной рефлексии) (Nolen-Hoeksema, Girgus & Seligman, 1992). Они неправильно истолковывают
жизненные ситуации, болезненно воспринимают безобидные замечания со стороны других. Им
кажется, что они отвергнуты всеми, обречены на постоянные неудачи, а впереди их ждут крушения
надежд и разочарования. Они легко впадают в уныние и состояние фрустрации — самые
незначительные неприятности воспринимаются ими как настоящие катастрофы.
Подростки, страдающие депрессией, часто принижают собственные достоинства и отказываются
от заслуженных наград. Они судят о себе как о неспособных, бесполезных людях в любых сферах
деятельности и, сталкиваясь с неудачами, склоны делать критические замечания в свой адрес (например
«Это произошло, должно быть, по моей вине»). Негативное мышление и ошибочные самообвинения
распространяются на все жизненные ситуации, поэтому дети и подростки, страдающие депрессией, по-
видимому, не надеются получить какое-либо удовольствие или удовлетворение от своей жизни.
К тому же дети и подростки, испытывающие депрессию, обычно думают, что никто не в
состоянии помочь им избавиться от страданий. Поскольку в их жизни доминирует пессимистический
взгляд на будущее и ощущение безнадежности, они оказываются в замкнутом круге
саморазрушительных негативных мыслей, что самым пагубным образом отражается на их поведении в
школе и дома. Продолжающиеся ухудшения вызывают у них мысли о еще большей собственной
несостоятельности, в результате возникает негативная обратная связь. Все это поддерживает у них
представление о неспособности что-либо изменить, которое в свою очередь приводит к еще большему
ухудшению их состояния.
Дети и подростки, страдающие депрессией, уверены" в том, что они не способны справиться
даже с самыми незначительными трудностями, им кажется, что у них вообще нет никаких жизненных
целей. Самые незначительные требования вызывают у них растерянность и даже отчаяние. Они к тому
же убеждены в том, что не будет конца их тревогам, ощущают собственную беспомощность и не могут
выбраться из того замкнутого круга, в котором оказались. Пессимистичный взгляд на вещи делает их
уязвимыми перед депрессиями, возникающими как реакция на стрессовые события в жизни (Nolen-
Hoeksema, Girgus & Seligman, 1992; Robinson, Garber & Hilsman, 1995). Поскольку их пессимизм
сохраняется и после ремиссии, то у них возникает риск развития повторного депрессивного эпизода в
будущем (Gotlib, Lewinsohn, Seeley, Rohde & Redner, 1993).
Около 65% депрессивных детей и подростков сообщают о чувстве безнадежности или
негативных мыслях по поводу своего будущего, что можно рассматривать как симптом депрессивного
расстройства (Mitchell et al., 1988). Такое ощущение безнадежности связано с заниженной самооценкой,
мыслями о суициде и попытками самоубийства (Kazdin, French, Unis, Esveldt-Dawson & Sherick, 1983;
Marciano & Kazdin, 1994).
Заниженная самооценка
Hosted by uCoz