Эта теория рассматривает родительскую депривацию (отсутствие или дефицит заботы
родителей) как основной причинный фактор детской депрессии. Джон Боулби (John Bowlby) выдвинул
гипотезу о том, что ребенок, столкнувшийся с нечутким, эмоционально холодным отношением со
стороны родителей или людей, заботящихся о нем, обычно переживает такие чувства, как протест,
отчаяние и отчуждение (Bowlby, 1961). Постоянное отсутствие родительской заботы и внимания
приводит к установлению непрочной привязанности, к развитию у ребенка представления о самом себе
как о недостойном и нелюбимом, и формированию взгляда на других людей как несущих в себе угрозу
и не заслуживающих доверия. Все это в дальнейшем может способствовать развитию у ребенка
депрессивного расстройства (Cicchetti, Ganiban & Barnett, 1991). Привязанности между родителями и
детьми также служат тому, чтобы регулировать биологические и поведенческие функции организма,
имеющие отношение к эмоциям, например, прочная привязанность позволяет ослабить воздействие
дистресса. Таким образом, непрочные привязанности могут вызывать трудности с регуляцией эмоций,
которые также в дальнейшем увеличивают риск возникновения депрессии. В поддержку этой теории
можно сказать следующее: более вероятно, что симптомы депрессии проявятся у детей с непрочными
привязанностями, чем у тех, у кого они прочные (е. g., Toth & Cicchetti, 1996), и более вероятно то, что
именно у детей, страдающих большим депрессивным расстройством, будут наблюдаться слабые
привязанности или нарушение привязанности, по сравнению с детьми, не обнаруживающими
симптомов большого депрессивного расстройства (D. Stein et al., 2000).
Бихевиористская теория депрессии
Бихевиористская точка зрения подчеркивает важность научения, влияний со стороны окружения
и роль дефицита некоторых навыков в возникновении и развитии депрессивного состояния. Депрессия
связана с отсутствием условной ответной реакции положительного подкрепления (responsive-contingent
positive reinforcement) (Lewinsohn, 1974). Такое отсутствие положительного подкрепления может
происходить по трем причинам. Во-первых, ребенок или подросток бывает не способен использовать
доступное ему подкрепление, часто из-за того, что этому мешает состояние тревоги. Во-вторых,
перемены в окружающей обстановке, например потеря важного в жизни ребенка человека, может
привести к отсутствию доступного вознаграждения. В конце концов, у подростка могут отсутствовать
навыки, необходимые для создания социальных взаимоотношений, которые приносят вознаграждение и
удовлетворение.
Дети к тому же могут вызывать к себе чувство сострадания по причине своего печального вида,
что дает им желанное внимание и участие. Однако это чувство сострадания обычно бывает
мимолетным, потому что даже те люди, которые заботятся о ребенке, начинают избегать его. Такое
ослабление внимания к ребенку может вызвать у него отчуждение, ухудшение состояния и усилить его
депрессивное настроение. Лишь небольшое число исследований занималось проверкой конкретных
бихевиористских гипотез относительно причин возникновения депрессии у детей, и данная модель, по-
видимому, является несовершенной в свете того, что известно о других причинных факторах депрессии.
Тем не менее бихевиористская модель подчеркивает роль научения в процессе возникновения,
проявления и последствий депрессивного расстройства для людей юного возраста.
Когнитивная теория
Когнитивные теории фокусируют внимание на связи между негативным мышлением и
настроением (Hammen, 1992). В основе этих теорий лежит допущение того, что отношение к самому
себе и окружающему миру будет оказывать влияние на настроение и поведение ребенка или подростка.
Для детской и подростковой депрессии характерны негативные когниции и атрибуции, ложные
восприятия и недостаточность когнитивных навыков, необходимых для разрешения возникающих
проблем (Kaslow et al., 1994). Когнитивные теории выделяют депрессогенные когниции, которые
представляют собой негативные перцептивные и атрибутивные стили, а также негативные убеждения,
связанные с депрессивными симптомами.
Индивиды, склонные к депрессии, стремятся создать внутренние, устойчивые и глобальные
атрибуции причин негативных событий. Другими словами, когда случается что-то плохое, они думают,
что ответственны за это (внутренняя атрибуция), причина, по которой они должны нести
ответственность, не будет меняться с течением времени (устойчивая атрибуция), и причина, по которой
случается что-то плохое, применима ко всему, что они делают, и к большинству ситуаций в жизни
|