0,70 до 0,90) между тремя и восемью годами (Bernheimer & Keough, 1988). У людей с умственной
отсталостью подобная стабильность обычно распространяется и на взрослый возраст (C.A. King, 1997).
Даже при том, что IQ младенцев и маленьких детей с задержкой когнитивного развития вряд ли
изменится, соответствующая окружающая среда помогает детям раскрыть весь свой потенциал. С
начала 1960 годов исследователи, занимающиеся развитием детей и умственной отсталостью у детей,
разрабатывали программы ранней стимуляции, которые могут помочь детям с задержкой развития и
невыгодными условиями окружающей среды, простроенные на имеющихся силах детей. Несмотря на
свою сильную генетическую компоненту, умственные способности всегда подвержены влиянию опыта.
Вполне естественно, что младенчество и ранний детский возраст предоставляют наиболее удобную
возможность для воздействия на умственные способности, благодаря тому, что мозг ребенка
стремительно формируется, и благодаря реакции на стимуляцию окружающей среды (Landesman Ramey
& Ramey, 1999).
Несмотря на важность генетического набора, IQ может меняться и меняется у некоторых людей
на 10-20 единиц с детства до подросткового возраста (Simonoff, Bolton & Rutter, 1996). Исход может
широко варьироваться в зависимости от возможности учиться и развиваться. Дети, живущие в здоровой
обстановке, где попечители предоставляют им необходимый уровень стимуляции и помогают
справляться со стрессом внешнего мира, имеют большую возможность раскрыть весь свой потенциал.
Более того, тесты измеряют лишь ограниченный спектр интеллектуальных способностей и не могут
учитывать уникальную для каждого человека историю научения (Flynn, 1999).
Являются ли тесты на IQ. необъективными или несправедливыми? Многие круги выразили
озабоченность относительно низкими средними показателями по тестам интеллекта у афро-
американцев. Хотя исследования с использованием разных тестов и разных выборок дали ряд
результатов, средние показатели афро-американцев обычно на 1 стандартное отклонение (около 15
единиц IQ) ниже, чем показатели белых американцев (Neisser et al., 1996). В статье «Насколько мы
можем поднимать IQ и школьные достижения?», вызвавшей оживленную полемику, Артур Дженсен
(Arthur Jensen, 1969) доказывал, что наследуемость IQ высока и среди белого, и среди черного
населения (примерно 80%), и поэтому разница в средних показателях IQ между ними, возможно, была
изначально генетически определена. Это заключение привело к критическому анализу программ
обогащения окружающей среды, которые только начинали укрепляться в различных обществах. Многие
ученые считали обнаружения и выводы Дженсена (которые при ретроспективном рассмотрении
оказались незрелыми и основанными на неполных исследованиях) как результат недостатка знаний в
лучшем случае, и как расизм в худшем. Книга «Кривая нормального распределения» (Hernistein &
Murray, 1994) поддерживает пламя этой дискуссии в академических кругах и на общественной арене.
Несмотря на продолжающиеся споры, экономическое и социальное неравенство (а не
необъективность теста или расовые различия) является наиболее простым объяснением существующих
групповых различий в показателях теста между черными и белыми американцами (Slone, Durrheim,
Lachman & Kaminer, 1998). Любой человек, вне зависимости от расовой принадлежности или уровня
интеллекта, выигрывает от соответствующего воздействия окружающей среды, что оказывает
значительное влияние на IQ (Landesman Ramey & Ramey, 1999). Однако больший процент афро-
американцев и других этнических меньшинств, чем белых американцев, живет в бедности, а бедность
связана с плохим питанием, неадекватной гигиеной беременности, меньшими интеллектуальными
ресурсами и сходными фактами, которые могут негативно влиять на развивающиеся умственные
способности ребенка (Neisser et al., 1996).
Тем не менее разница показателей IQ уменьшается. С 1980 года средний показатель афро-
американцев не опускался ниже 90, и разница заключалась в однозначных числах. Некоторую часть
подобных достижений можно отнести на счет множества введенных за два последних десятилетия
программ, направленных на образование детей, принадлежащих к национальным меньшинствам
(Neisser et al., 1996).
Итоги раздела
- Отношение к умственной отсталости в ранней истории человечества отмечено
невежественностью и порицанием.
- К середине XX столетия ускорилось продвижение к пониманию умственной отсталости, по
мере того как родители, исследователи, политики и общество в целом искали лучшие объяснения ее
причинам и способы помощи и детям, и взрослым, страдающим умственной отсталостью.
|